Типы автоматических коробок передач

Автомобильная промышленность стремительно совершенствует конструкцию основных узлов и агрегатов, упрощая жизнь водителями и улучшая технические характеристики транспортных средств. Все больше современных машин отказываются от механических коробок передач, оставляя предпочтение новым и более передовым трансмиссиям: автоматической, роботизированной и вариатору. 

В статье рассмотрим типы коробок передач, чем они отличаются друг от друга, как работают, принцип работы и степень надежности.

scale_1200.vcyhw_.jpg

Гидравлический «автомат»: классика в чистом виде

Гидравлическая автоматическая коробок передач — родоначальница мира АКПП, а также их производной. Первые АКП были гидромеханические, не имели “мозгов”, имели не более четырех ступеней, зато надежности им не занимать. Далее инженеры внедряют более прогрессивную гидравлическую АКПП, которая также славится надежностью, но работа ее основывается на считывании множества датчиков.

Главная особенность гидравлического “автомата” заключается в отсутствии связи между двигателем и колесами, тогда возникает резонный вопрос: а как же передается крутящий момент? Благодаря трансмиссионной жидкости. 

Современные автоматические коробки передач “пичкают” новейшими электронными системами, которые не только позволяют своевременно переключать на необходимую передачу, но и пользоваться такими режимами как “зима” и “спорт”, а также переключать передачи вручную.

13c766-01.clxsa_.jpg

Относительно механической коробке передач, гидравлический “автомат” повышает расход топлива, а для разгона требуется больше времени — за комфорт нужно чем-то жертвовать.

Долгое время АКПП не пользовались популярностью по причине того, что большая часть автолюбителей привыкли к “механике” и хотят иметь возможность самостоятельно переключать передачи. В связи с этим инженеры внедряют функцию самостоятельного переключения передач, а называют такую АКПП — Tiptronic. Смысл функции заключается в том, что водитель переводит рычаг коробки передач в положение “М”, и при движении двигают селектор в положение “+” и “-”.

  Что такое топливная система двигателя?

marshalls-transmission-blog-image-07.vbc7c.jpg

Вариатор: отказ от ступеней

В свое время CVT была прогрессивной трансмиссией, которая очень долго внедрялась в мир автомобилестроения и только в наши дни ее оценили по достоинству автовладельцы.

Смысл работы вариаторной коробки передач состоит в плавном изменении крутящего момента из-за отсутствия ступеней как таковых. Вариатор значительно отличается от классического “автомата”, особенно тем, что с CVT двигатель всегда работает в режиме низких оборотов, отчего водители стали жаловаться на то, что не слышат работу мотора, кажется что он заглох. Но и для этой категории автовладельцев инженеры придумали функцию ручного переключения передач в виде “имитации” — создается ощущения езды на обыкновенном АКПП.

2caaagi45ea-1920.xyl5x.jpg

Каким образом осуществляется работа вариатора? В основе конструкция предусматривает два конуса, которые сообщаются между собой специальным ремнем. За счет вращения двух конусов и эластичного ремня, крутящий момент плавно изменяется. Остальная часть конструкции похожа на “автомат”: такое же наличие пакета фрикционов, планетарный ряд, соленоиды и система смазки.

scale_1200__1_.ixkbk_.jpg

Роботизированная коробка

Относительно недавно автопроизводители внедряют новый тип трансмиссии — роботизированную коробку передач. Конструктивно это такая механическая КПП, а управление как у АКПП. Такой тандем получается за счет установки в обычную механическую коробку передач электронного исполнительного механизма, который управляет не только переключением передач, но и работой сцепления. Долгое время такой тип трансмиссии был главным конкурентом АКПП, однако большинство недостатков, которые инженеры исключают по сей день, побудило массу недовольства среди автовладельцев.

Итак, “робот” в классическом исполнении имеет электронный исполнительный блок, а также актуатор, который вместо вас включает и выключает сцепление.

В начале 2000-х годов VAG выпускает экспериментальную версию роботизированной коробки передач DSG. Расшифровывается обозначение “DSG” как Direkt Schalt Getriebe. 2003 стал годом массового внедрения “ДСГ” на автомобили Volkswagen, однако его конструкция во многом отличается от понимания классического “робота”.

  Спидометр. Виды и устройство. Погрешность и особенности

В DSG применили двойное сцепление, половина которого отвечает за включение четных передач, а второе — для нечетных. В качестве исполнительного механизма применили “мехатроник” — комплекс электронно-гидравлических систем, который отвечает за работу преселективной коробки передач. В “мехатронике” находится и блок управления, и клапана, платы управления. Не стоит забывать, что один из главных элементов работы DSG — масляный насос, создающий давление в системе, без которого преселективная коробка работать не будет, а выход из строя насоса полностью выведет из строя агрегат.

Какая лучше?

Для понимания, какая коробка передач лучше, опишем основные достоинства и недостатки каждый из трансмиссии.

Достоинства гидравлической АКПП:

  • надежность;
  • возможность внедрения множества режимов работы;
  • удобство в управлении автомобиля;
  • относительно высокий ресурс агрегата при условии правильной эксплуатации и своевременного обслуживания.

Недостатки:

  • дорогостоящий ремонт;
  • невозможно запустить двигатель с “толкача”;
  • дорогое обслуживание;
  • запаздывание переключения передач;
  • уязвимость к пробуксовкам.

Достоинства CVT:

  • тихая работа двигателя;
  • силовой агрегат работает в щадящем режиме;
  • стабильный разгон на любой скорости.

Недостатки:

  • быстрый износ и высокая стоимость ремня;
  • уязвимость конструкции к эксплуатации в режиме “газ в пол”;
  • дорогой ремонт относительно АКПП.

Достоинства преселективной коробки передач:

  • экономия топлива;
  • быстрый подхват и включения необходимой передачи при необходимости резкого разгона;
  • небольшие габариты.

Недостатки:

  • ощутимое переключение передач;
  • уязвимые электронные вспомогательные системы;
  • зачастую ремонт невозможен — только замена основных узлов и деталей;
  • низкий интервал обслуживания;
  • дорогостоящий комплект сцепления (DSG);
  • боязнь пробуксовок.

Определить точно, какая из трансмиссий хуже или лучше — невозможно, потому как каждый водитель самостоятельно определяет для себя самый удобный тип трансмиссий, в зависимости от личных предпочтений.

Главная » Статьи » Устройство автомобиля » Типы автоматических коробок передачСодержание:1Что дает увеличение числа передач?2На какие характеристики влияет число ступеней?3Насколько долговечен многоступенчатый автомат?4Дороже ли автоматы механических коробок передач?

Сегодня автоматическая коробка передач самая распространенная, она устанавливается на большинство современных автомобилей. Существует несколько её вариантов, но самым совершенным и долговечным по-прежнему остается классический гидротрансформаторный автомат. В серию он пошел ещё в 50-ых годах прошлого века, первопроходцами здесь стали американцы. Первые варианты имели по 2-3 ступени. Сегодня количество передач в автоматической коробке зависит от класса и мощности автомобиля.

На многих бюджетных малолитражках ещё встречаются «четырёхступки», видимо, больше и не нужно. На моделях бизнес-класса и кроссоверах устанавливают 7-ми и 8-ми скоростные автоматы, а на некоторых люксовых внедорожниках и представительских автомобилях уже встречаются 9-ти ступенчатые автоматические коробки, причем это не зависит от типа двигателя: бензиновый или дизельный.

Что дает увеличение числа передач?

Конструкторы автомобилей увеличивают количество ступеней трансмиссии не просто так. Причин здесь несколько, и каждая очень важна.

Первая – улучшаются эксплуатационные и динамические характеристики. На больших и тяжелых автомобилях с мощными двигателями многоступенчатая автоматическая коробка обеспечивает лучший разгон, позволяя мотору держаться в оптимальном диапазоне оборотов.

Вторая причина связана с постоянным ужесточением экологических норм, так как, независимо от мощности и динамики машины, выхлоп не должен превышать разрешенные параметры.

На какие характеристики влияет число ступеней?

Современные многоступенчатые автоматические коробки связаны с бортовым компьютером, который отвечает и за работу двигателя. Управляя автомобилем, мы задаем режим движения, а электроника сама выбирает оптимальную передачу, на которой мотор максимально экологичен.

Как ни странно, но только на третьем месте комфорт. Ведь чем больше скоростей, тем ровнее движется автомобиль, рывков даже при рваном режиме движения практически незаметно.

Насколько долговечен многоступенчатый автомат?

Увеличение количества ступеней отражается и на надёжности. Учитывая, что во время движения передачи в таких коробках подбираются оптимально, срок службы возрастает.

Дороже ли автоматы механических коробок передач?

При увеличении количества передач возможно увеличение стоимости, но не существенно, т.к. это связано лишь с увеличением количества компонентов коробки.

На сегодняшний день многоступенчатые автоматические коробки с 8-ю и 9-ю ступенями встречается в основном на заряженных автомобилях в бизнес-классе и люксовых внедорожниках, причем это не опция, и выбрать не получится. Но не за горами эра электромобилей. И тогда даже самые совершенные АКПП будут не актуальны.

Используемые источники:

  • https://avtotachki.com/tipy-avtomaticheskih-korobok-peredach/
  • https://avtomobilprost.ru/mnogostupenchataya-avtomaticheskaya-korobka.html