Открывание багажника с брелка сигнализации и кнопки в салоне (часть №1)

В статье рассмотрим процесс реализации открывания крышки багажника электромеханическим замком (актуатором) дистанционно и с кнопки в салоне автомобиля

Решил немного доработать свой автомобиль и реализовать открытие багажника с брелка сигнализации (дистанционно) и с кнопки в салоне.  Вещь иногда очень даже нужная и полезная. Штатно мой автомобиль не оборудован такой опцией, так что приступим к внедрению дистанционного открывания багажника. В первую очередь необходимо приобрести все расходные материалы, и как всегда я использую всем наверное известный интернет магазин aliexpress. Приобрёл актуатор (или соленоид, или привод замка двери), все по разному его называют, ссылка на товар на ali: актуатор. Взял с двумя проводами, самый простой. Сейчас он стоит 199 рублей, хотя я покупал рублей за 130 и мне пришло их два, хотя написано что один, может по ошибке 2 отправили, а может из-за колеблющегося курса доллара сделали один товар в заказе. Все крепёжные элементы для электрозамка (так его ещё назовём) идут в комплекте.

solenoid.jpg
Привод замка двери, актуатор, соленоид, электрозамок

Нам ещё нужны провода, реле, предохранитель, кнопка, электрические разъёмы. Всю конструкцию можно сделать смотками проводов, не заморачиваясь с изготовлением платы, но я решил плату изготовить. Для этого нам необходимо: стеклотекстолитовая плата, хлорное железо для травления меди, лазерный принтер (можно и в ручную размечать дорожки на плате), глянцевый журнал для переноса схемы на плату.

Сигнал на управление открытием замка багажника

У меня установлена автомобильная сигнализация StarLine Twage A6, которая имеет дополнительные программируемые каналы управления, один из них как раз жёлто-чёрный провод (№12) — отрицательный выход доп канала 1. Длительность управляющего сигнала 0,8 секунды, ток нагрузки 300мА. Если у Вас другая сигнализация, то необходимо смотреть инструкцию, скорее всего данная опция на вашей сигнализации тоже реализована. Ну и соответственно можно сделать схему без сигнализации, управлением только лишь кнопкой.

Электрическая схема подключения привода замка багажника.

sxema_podklyuchenija.jpg
Электрическая схема подключения соленоида (актуатора) отпирания багажника

Я нарисовал стандартное автомобильное реле, 4 или 5 контактов не имеет значения, у меня в дальнейшем описано реле omron G5LB-1-25 на 10А из поломанной стиральной машинки, но принципиально они кроме размера, сопротивлением обмотки и громкостью срабатывания ничем не отличаются.

Опишем электрическую схему подключения соленоида замка багажника: на 87 и 85 контакты реле подаём постоянный плюс, предварительно пустив его через предохранитель на 5-10 ампер, постоянный плюс я взял от питания автосигнализации, всё-равно тянул провод от неё. На 30 контакт цепляем сам электрозамок, по нему побежит положительный заряд, второй провод от актуатора прикручиваем на какой-нибудь неокрашенный болт корпуса автомобиля, это будет отрицательный. На 86 контакт будет подаваться отрицательный импульс или от кнопки, или от дополнительного канала сигнализации.

ВАЗовская кнопка 2822.3710-02 имеет три контакта, на 3 контакт цепляем сигнализацию, от 1 тянем провод на 86 контакт реле, а 2 контакт на корпус автомобиля. Если кнопка не нужна, соответственно провод от сигнализации цепляем напрямую на 86 контакт. Вот в принципе и вся схема, всё проверено и всё отлично работает.

Печатная плата управления актуатором багажника

Если у вас обычное автомобильное реле, то можно сделать все на проводах и держателях предохранителей. Но я решил сделать всё аккуратно и изготовить печатную плату, реле у меня по размерам небольшое и предназначено как раз для припаивания на плату.

Схему платы  рисовал в специально предназначенной для этого программе Sprint-Layout 6. Макросы (эскизы) под моё реле и предохранитель есть в программе, так что осталось все это разместить и соединить в нужной последовательности. Вот что у меня получилось. plata-202x300.jpg

Если кому надо, то вот макет моей нарисованной платы: скачать архив.

Перенос рисунка печатной платы на текстолит

Далее переносим изображение на текстолитовую плату, для этого печатаем лазерным принтером, с выключенным режимом экономии тонера, на глянцевом журнале или глянцевой фотобумаге макет платы. Не забываем поставить галочку зеркально в программе во время печати, так удобнее, чем сразу рисовать плату в зеркальном отражении. Прикладываем распечатанное изображение на плату и гладим утюгом.

podgotovka_k_travleniju.jpg
Изготовление печатной платы управления замком багажника

Тщательно растираем наш макет на плате, затем убираем бумагу, удобно это делать под струёй воды, наш отпечаток на плате уже никуда не денется, если не переусердствовать. Есть конечно и более качественные способы переноса изображения макета на плату, но данный способ я считаю самым простым и доступным, не считая рисования платы вручную перманентным маркером.

Травление печатной платы

Далее на подготовленной плате необходимо убрать лишнее покрытие меди, опускаем плату для травления в раствор хлористого железа FeCL3 с водой (концентрация на глаз, ну или по инструкции 250 грамм на 1 литр воды). Всё что было напечатано останется, а лишняя медь раствориться. Не забываем время от времени шевелить плату. Скорость травления зависит о  концентрации железа хлорного и температуры воды,  а также от интенсивности помешивания, в среднем 30 минут.

travlenie_plati.jpg
Печатная плата травиться в растворе железа хлорного
Плата управления актуатором багажника после травления

Далее сверлим технологические отверстия на плате, удобно сверлить шуруповёртом, в будущем хочу приобрести на aliexpress моторчик с цанговым патроном как раз для этих целей. Вот кстати ссылка на раздел с минидрелями, выберете себе по вкусу и кошельку, а вообще там много чего полезного можно приобрести, рекомендую.

Лужение и пайка электронных элементов на печатную плату

Далее необходимо залудить плату, особенно токопроводящие дорожки, это уменьшит сопротивление проводника, сохранит от коррозии и окисления, и паять будет намного удобнее. Проходим мелкой наждачкой по плате, обезжириваем при необходимости, смазываем дорожки паяльной кислотой или флюсом, я рекомендую паяльную кислоту. Сильно нагретым паяльником берём небольшое количество припоя и водим по дорожкам. Осталось только припаять на плату электронные компоненты и провода.

Готовая плата управления замком багажника

На этом на сегодня всё, в следующей статье будем всё это крепить на автомобиль для реализации намеченной цели — сделать открытие багажника при помощи сигнализации и кнопки в салоне, так что ждите продолжения.

Охранные комплексы Starline крайне популярны у отечественных автолюбителей, ведь они не только великолепно противостоят угону (диалоговый код невозможно взломать даже граббером), но также существенно облегчают жизнь владельцу благодаря наличию дополнительных функций. Так, можно настроить турботаймер, осуществить автозапуск мотора по времени, будильнику или температуре, а также открыть багажник с брелка Старлайн А93.

Комбинация кнопок управления

Для подключения потребуется набор инструментов для пайки (припой, паяльная лампа, изолента или термоусадочные трубки), а также дополнительные детали. В схеме обязательно должно присутствовать силовое реле с диодом. Именно оно дает кратковременный электрический импульс, который открывает дверь багажника.

Подключение осуществляется через черно-желтый провод от 18-ти контактного разъема основного блока. Это пятнадцатый контакт – отрицательный выход дополнительного канала 1. Именно он отвечает за программирование и выполнение команды на открытие багажника. Плюсовой провод – красный кабель от 6-ти контактного разъема автозапуска двигателя.

Если силового реле нет в наборе, то его можно докупить отдельно. Важно, чтобы в наборе был специальный диод. Особенностью этой детали является то, что диод пропускает ток определенного заряда только в одну сторону. Соответственно, требуется его корректная установка. Белая полоска на детали, обозначающая плюсовую сторону, должна быть развернута к красному проводу, а минусовой контакт – к черно-желтому отрицательному кабелю. Для корректного подключения необходимо соответствовать схеме, расположенной ниже.

Как открыть багажник с брелка сигнализации StarLine A93

После активации дополнительного канала один можно осуществить дистанционное открытие багажного отделения. На модели Starline A93 2Can 2Lin и автомобиле Лада Гранта данная опция осуществляется следующим образом:

  • на брелоке длительно жмется вторая кнопка вплоть до соответствующего мелодичного сигнала (не менее 3-х секунд);
  • далее коротко кликается первая клавиша.

После этого автомобиль трижды моргает габаритами, а также подает импульс на открытие багажника. В случае, если режим охраны активирован, то все двери останутся заблокированными, а отключится только датчик удара (для закрытия багажника). При этом на экране брелока отобразится открытая дверь отсека.

Как закрыть багажник с пульта Старлайн А93

Закрытие отделения происходит вручную из-за того, что современные автомобили не имеют доводчиков. Если автомобиль стоит в режиме охраны, то спустя пять секунд произойдет обновление статуса и замок отсека будет заблокирован. При этом пуль издаст звуковой сигнал, а символ открытой двери пропадет с экрана брелока. Повторно открыть багажник можно либо за это время, либо после очередной команды (вторая кнопка длительно, затем первая коротко).

Проблемы при открывании багажника и их устранение

В некоторых случаях отпирание отсека не происходит. Если владелец столкнулся с этой проблемой, необходимо проверить следующие узлы:

  • питающий элемент пульта. Из-за слабого заряда батареи пульт просто не отдает корректную команду или передает искаженный диалоговый код. Соответственно, центральный блок не может правильно расшифровать его и выполнить команду. Аналогичным образом следует проверить аккумулятор автомобиля. Возможно, причина именно в его слабом заряде, имеющем такие же последствия. Прямым сигналом к тому, что автомобиль не принял команду, является отсутствие подтверждения в виде троекратного моргания габаритами;
  • сервопривод багажника. Возможно, проблема носит механический характер. Поэтому, после нажатия соответствующей команды необходимо прислушаться. Специальный щелчок в районе багажника подскажет, что сервопривод получает ток, но необходимо проверить исправность элементов (рейки, шестерни и самого замка), почистить и смазать их, чтобы избежать заедания. Также желательно продиагностировать жесткую тягу.
  • проверить значение функции. Возможно, данная опция не активна для дополнительного канала 1. Для этого необходимо войти в меню программирования. Нужно снять автомобиль с охраны, а затем пять раз нажать сервисную кнопку Валет для перехода в режим настроек. После включения зажигания автомобиль пять раз моргнет фарами и подаст пять звуковых сигналов. При помощи нажатия на третью клавишу осуществляется вход в соответствующее меню (AF). Нажатиями кнопок два и три нужно перелистнуть меню до нужной функции (13) и задать ей параметр 1. Настройки будут сохранены после выключения зажигания.
  • прошивку. Не всегда современная прошивка корректно взаимодействует с сервоприводом багажника и силовым реле. Иногда откат на более ранние версии прошивки может решить проблему;
  • сохранность проводов и правильность подключения. Необходимо вооружиться тестером и контрольной лампой. С их помощью можно проверить все провода на наличие постоянного контакта. Также нужно проверить правильность расположения диода (плюс с белой полоской – к красному проводу, минус – к черно-желтому кабелю);
  • микропроцессорный блок. Центральный блок сигнализации отвечает за корректность выполнения команд. Из-за попадания внутрь влаги он может замыкать и сбоить. Поэтому можно аккуратно разобрать корпус модуля, убедиться в отсутствии поврежденных элементов. При наличии влаги необходимо просушить его, а контакты – смазать спиртом. Желательно не использовать для сушки фен – это может повредить микроконтакты и дорожки платы;
  • контроллер. При его неправильной установке (выше, чем надо) дверь багажника все же открывается, но недостаточно для того чтобы концевой переключатель сработал и отдал системе соответствующую команду. Необходимо попробовать поднять крышку отсека рукой. Если сигнализация не сработала, значит, команда была выполнена корректно, нужно только провести механическую регулировку контроллера.

</span>

Комбинация кнопок для управления багажником

otkrytie-bagajnika-a91.jpgПеред тем, как открывать задний отсек с пульта, необходимо подключить его. Для грамотной реализации нужно приобрести дополнительное реле. Важно, чтобы колодка была со встроенным диодом. Согласно схеме, это позволит не спалить блок самоиндукции. Особенностью установки данного диода является его правильное расположение.

Дело в том, что он пропускает сигнал каждой из полярностей только в одну сторону. Соответственно, его подключение должно быть реализовано следующим образом. Значит, диод необходимо развернуть белой полоской (часто нарисована на корпусе) в сторону сужения треугольника (см. схему), а «минусом» — к желто-черному проводу.skhema-podkluchenia-starline.jpg

Для корректного подключения необходим желто-черный провод, выходящий из 18-ти контактного разъема (15-й контакт). Это отрицательный выход дополнительного канала 1, через который реализуется данная функция открытия багажника. Максимальный ток нагрузки составляет 200 мА. Положительный контакт можно взять с 6-ти контактного разъема автозапуска мотора.

Дистанционное открытие багажника Старлайн A91

Если все работы выполнены верно, то функция отмыкания багажника через дополнительный канал 1 будет подключена автоматически. Открывание отделения происходит автоматически после нажатия определенной комбинации клавиш на брелоке. Сначала длительно нажимается третья кнопка (до сигнала), а затем коротко кликается первая клавиша. В результате пульт издает три коротких звуковых сигнала, а автомобиль трижды моргает габаритными огнями и открывает замок заднего отсека.

Как открыть и закрыть багажник с брелка сигнализации StarLine A91

При отмыкании заднего отделения срабатывает реле, и отсек открывается. Это очень удобно, ведь можно положить груз, не ставя кладь на землю. Функция дистанционного открытия реализуется посредством гибкого программирования брелока или управлением Starline R. После этого открыть отделение можно с пульта или через мобильное приложение телефона (если оно установлено). При этом закрытие багажника происходит только вручную – в автомобиле нет доводчиков крышки.

Что делать, если на Старлайн А91 не открывается багажник

Иногда система может сбоить и доставлять хлопот своему владельцу. Если отделение не открывается после нажатия третьей клавиши длительно и первой коротко, то следует проверить несколько деталей.

Во-первых – батарейку самого пульта. Из-за слабого заряда сигнал может просто не доходить или доходить с искажением к центральному блоку сигнализации. Из-за этого команда попросту выполняется некорректно. Также необходимо протестировать аккумулятор авто. Возможно, его заряд слишком мал для реализации задачи.

Во-вторых, нужно проинспектировать механизм замка багажника. Есть вероятность, что причина не в электрической, а в механической части и дверь не открывается из-за этого. Также следует проверить исправность датчика положения крышки багажника и при необходимости провести его регулировку.

В-третьих, проверить правильность подключения, которая описана выше. Реле должно обязательно быть с диодом, а сам диод – развернут правильной стороной. Желательно прозвонить провода соединения (желто-черный и красный) чтобы проверить их на разрыв.

В-четвертых, проанализировать состояние прошивки сигнализации. Не всегда последняя версия прошивки корректно взаимодействует с замком багажника и дополнительными функциями. В этом случае помогает откат на более ранние версии.

Как быть, если на Старлайн А91 постоянно показывает открытый багажник

Некоторые владельцы сигнализации Starline А91 сталкиваются с проблемой, когда значок открытого багажника горит даже после его закрытия. При отмыкании заднего отсека, сигнализация снимает охрану и дополнительно отключает датчик удара. Соответственно, открытие багажника является событием, заслуживающим индикации. А вот закрытие двери в момент, когда автомобиль не под охраной – нет. Обновление данных происходит автоматически, но сделать это можно и вручную. Чтобы индикация открытия багажника пропала с экрана после закрытия крышки, необходимо нажать кнопку «*».

</span>Используемые источники:

  • https://corollka.ru/otkryvanie-bagazhnika-s-brelka-signalizacii-distancionnoe-otkrytie-bagazhnika-s-knopki-v-salone.html
  • https://rus-avtomir.ru/beep/starline/otkryt-bagazhnik-a93
  • https://rus-avtomir.ru/beep/starline/otkryt-bagazhnik-s-brelka