Меняем трос ручника на ВАЗ-2112 своими руками: их там два

Чтобы экстренно затормозить в аварийной ситуации или надежно поставить машину под склоном более чем на 6 минут с выключенным двигателем, потребуется ручник. В действие эта система приводится при помощи рычага, который расположен в салоне между передними сидениями.

Особенности ручного тормоза на ВАЗ-2110

Устройство ручного тормоза на автомобиле ВАЗ-2110.

Иногда замена тросика может быть произведена своими силами, если нет поблизости СТО. Такую работу рекомендуется выполнять при наличии минимального опыта. Когда такого нет, то замену должны производить специалисты в сервисе. Это обеспечит более качественную работу и даст гарантию.

В правилах дорожного движения указано, что ручник должен удерживать транспорт на склоне в 25%. При этом водитель натягивает рычаг на 6-7 щелчков.

Осмотр троса

Когда автомобиль эксплуатируется долгое время без проведения ТО, то осуществлять осмотр тормозного тросика надо раз в год.

Для этого надо поставить авто на ровной горизонтальной площадке и натянуть рычаг привода троса в салоне. Должно прозвучать 6-8 щелчков.

После этого надо выйти из салона и попытаться сдвинуть машину, приложив усилие. Щелчков обязательно не должно быть больше восьми. Когда автомобиль покатиться при затянутом тросе, то надо провести его регулировку.

Узел регулировки ручного тормоза: 1 — контргайка, 2 — регулировочная гайка, 3 — тяга рычага, 4 — уравнитель тросов.

Проверка троса

Для этого стоит выполнить следующие действия:

  1. Поставить автомобиль на смотровую яму.
  2. Подложить под колеса башмаки, чтобы авто не двигалось.
  3. Поднять заднюю часть машины на домкрате.
  4. Рычаг опустить вниз до упора.
  5. Проверить барабаны на колесах. Износ накладок не должен быть больше четверти от общего объема.
  6. Трос не должен иметь потертостей и обрывов. При таких факторах он будет плохо ходить в кожухе.

Изнашиваться система может у любого транспорта во время его эксплуатации.

Повреждение оболочки троса. Обрыв жилы троса.

Замена троса

Замена должна проводиться в таких случаях:

    • Оборваны две или более нитей троса.
    • Есть выработка на наконечниках.
    • Трос трудно перемещается в кожухе.

Инструмент

Потребуются такие инструменты:

  • Ключ на «10».
  • Мощная отвертка.
  • Ключ на «13».
  • Монтировка. Трос ручного тормоза — 2 шт. Крутить гайки на 13 удобнее накидным ключом с трещеткой.

Алгоритм работы

Работы по замене проводятся так:

  1. Отпустить рычаг вниз до упора.
  2. Снять глушитель.
  3. Открутить гайки уравнителя на регулировочном узле.

    Откручиваем гайки и снимаем распределитель.

  4. Вынуть кожух с уравнителя, открутив две гайки на 10.
  5. Снять крепление тросов.

    Снимаем трос с креплений.

  6. Снять колодки на задних колесах и отсоединить от них трос.

    Снимаем барабаны, отцепляем трос от рычага и выводим его из тормозного щита.

  7. Вынуть трос из защиты.

Чтобы легче было проводить такие работы, их рекомендуется выполнять вдвоем. Один будет оттягивать, а второй откручивать гайки.

  • После демонтажа троса потребуется все места крепления к кузову и резьбовые соединения смазать и почистить от ржавчины. Также важно почистить и места прохода кожуха в креплениях на кузове. Использовать для этого можно уксус, который разъедает ржавчину. Все работы надо проводить в защитных средствах, чтобы не пораниться.
  • После этого в магазине нужно приобрести новый комплект планок для распора в тормозных барабанах. Если потребуется, то колодки тоже стоит заменить. Установка тросика проводится в обратном порядке.

Новый трос перед установкой лучше смазать машинным маслом. Тяга рычага тщательно очищается и смазывается Литолом.

Регулировка хода троса ручника на ВАЗ-2110

Рычаг должен крепко затягивать трос при 2-4 щелчках.

  1. Колодки ставятся на место и надеваются колеса. Они должны изначально вращаться свободно при отпущенном рычаге.
  2. Потом на автомобиле стоит проехать 1-2 километра. При этом надо несколько раз затормозить.
  3. Потом стоит попробовать барабан рукой. Он не должен быть горячим. Когда он нагреется сильней, то трос нужно немного отпустить.
  4. Всю процедуру повторять до тех пор, пока барабан не перестанет греться.

Крутить гайку ручника намного удобнее головкой с удлинителем.

Проверка на склоне

Также работу ручника можно проверить и на склоне. Для этого нужно заглушить мотор и поставить авто на ручник, включив нейтральную передачу. Он не должен двигаться самостоятельно при уклоне в 25%. Когда он начнет катиться, то трос стоит подтянуть.

Рекомендации

Покупать трос для замены надо только от официального производителя. Также можно использовать и его аналоги. Данные моменты лучше уточнять у менеджеров в точке продаж.

Чтобы избежать аварийной ситуации на дороге и быть уверенным в своей безопасности, нужно проводить плановые осмотры ручника раз в год, когда автомобиль эксплуатируется постоянно.

Видео о том, как отрегулировать ручник на переднеприводном автомобиле ВАЗ

Добро пожаловать! Трос ручного тормоза – со временем он растягивается и приходит в негодность, а иногда даже бывает что он рвётся (На самом деле всё от его качества зависит, некоторые тросы бывают вообще даже и не растягиваются), все эти проблемы связанные с тросом, вызывают кучу неудобств, всё начинается с того, что автомобиль попросту на ручник нельзя будет поставить или он будет держать машину, но очень и очень слабо, поэтому чтобы таких неудобств не было, трос время от времени подлежит замене на новый, сделать это не сложно и можно самому и даже ехать на сервисы не нужно.

Примечание! Для осуществления работ по замене троса, рекомендуем чтобы было удобно работать: Во-первых загнать автомобиль на смотровую яму и во-вторых запастись воротком и к нему накидными головками, если у вас нет такой возможности, тогда обычными ключами запаситесь, такими как накидные и гаечные!

Краткое содержание:

Где находится трос ручника? Он проходит под днищем автомобиля, чтобы более подробно понять его месторасположение, сперва на ручник нужно будет глянуть (Указан красной стрелкой на большом фото), рядом с ним есть кронштейн он ещё синей стрелкой указан, так вот под днищем трос точно в этом же месте располагается, вообще троса всего три и два последних обязательно должны заменяться в сборе (Парой), первый трос это тот который от ручника идёт (Маленький трос, см. маленькое фото), два вторых это которые к кронштейну подсоединяются, кронштейн так же показан на маленьком фото и указан синей стрелкой.

Mestonahozhdenie-trosa-ruchnika.jpeg

Когда нужно менять трос ручника? Он от старости может приржаветь или если им не пользоваться, точно такая же ситуация случится, в связи с этим в оболочки он начнёт перемещаться с большим трудом, будет заедать и даже возможно толком не держать машину, кроме этой проблемы, трос нужно менять когда он размахрился (Это можно понять взглянув на него) или сильно вытянулся (Если трос даже регулировкой нельзя уже настроить, то он сильно вытянулся, как регулировать трос, читайте в этой же статье ниже).

Как заменить трос ручника на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?

Примечание! Сразу перед тем как преступить к работе, оба задних тормозных барабана снимите с автомобиля, потому что концы троса к тормозным колодкам прикрепляются, а не сняв барабан вы никак до колодок не доберётесь (О том как его снять, читайте в статье: «Замена тормозных колодок на десятке»)!

Снятие: 1) В начале подлезьте под автомобиль и при помощи двух ключей, в том месте которое указано красной стрелкой, ослабляем затяжку контргайки (Всего в том месте две гайки, обе они контрятся, первая гайка которая стоит ближе к кронштейну, это регулировочная, вторая же то контргайка, благодаря ним кстати можно трос отрегулировать, делается это вот как: Контр гайка ослабляется и регулировочная вращается в нужном направлении, тем самым кронштейн начинает перемещаться и происходит регулировка троса, в завершение контр гайка вновь стопорит регулировочную и тем самым трос отрегулирован) и после чего можете их обе выкручивать, когда гайки будут у вас в руках, отведите кронштейн назад и главный трос (Его ещё тягой называют) выведется из кронштейна (см. маленькое фото).

Kontr-gayka-trosa-ruchnika-i-kronshteyn-oboih-trosov.jpeg

Примечание! После проделанной операции, из кронштейна выньте оба конца троса, один для наглядности стрелкой показан и как только они окажутся вынутыми, отложите кронштейн в сторонку, чтобы он не мешал дальнейшей работе по замене троса!

Tros-ruchnika-i-kronshteyn.jpeg

2) Теперь при помощи двух отвёрток или можно чисто одной запастись, выньте кончики троса из крючков рычагов, более подробно на фото ниже всю информацию смотрите, в двух словах, кончики (Один из кончиков синей стрелкой указан) к крючкам подсоединены и вот их нужно и вынуть (По одному кончику на каждое колесо), чтобы ещё в одних местах наконечники тросов освободить.

Ryichag-i-konchik-trosa-ruchnika.jpeg

3) Ну и в завершение, выньте из второго кронштейна оболочки обоих тросов, а так же отвернув две гайки (По одной на каждый кронштейн), снимите дополнительные кронштейны с рычагов (см. маленькое фото ниже) и после чего, полностью снимите оба троса с автомобиля, но только учитывайте что они идут крест на крест, поэтому при обратной установки, не забудьте это и обязательно учитывайте.

Obolochka-trosa-i-gayka-krepleniya-kronshteyna-k-ryichagu.jpeg

Установка: Установка обоих тросов осуществляется в обратном порядке, все снятые кронштейны обязательно подсоедините на свои места, чтобы тросы не болтались и не задевали не за что лишнее.

Дополнительный видео-ролик: Более подробно увидеть процесс замены троса, вы можете в ролике, который размещён чуть ниже, кроме этого в нём ещё объясняется процедура замены самого ручка, возможно вам и это понадобится.

Ручник — так в просторечии называют стояночный тормоз. Он имеется в любом автомобиле — не исключение и ВАЗ 2110. Именно ручник используют при стоянке на длительное время (более 5 минут). Также без него не обойтись при остановке на поверхностях в уклоном. И разумеется в экстренной ситуации (например, при отказе обычных тормозов) именно стояночный тормоз позволяет быстро и эффективно остановить движущийся автомобиль.

Стояночный тормоз состоит из двух частей:

  1. Тормозные механизмы.
  2. Тормозной привод — именно с помощью его водитель ВАЗ 2110 воздействуя на рычаг ручного тормоза передает, усилие тормозным механизмам. Этот рычаг находится справа от водителя в пространстве между сиденьями. В конструкции ручника есть храповой механизм (он и издает характерные щелчки при использовании) — при помощи его фиксируется рычаг в рабочем положении. Кроме этого на рычаге есть особая кнопка — она включает на приборной панели светящуюся пиктограмму активированного стояночного тормоза.

Далее рычаг с помощью трех тросов  — переднего (на нем расположена возвратная пружина) и двух задних (они соединены с тормозными механизмами колес) осуществляет прямое воздействие на тормозные устройства непосредственно в задних колесах автомобиля.

На задних колесах ВАЗ 2110 установлен тормозной механизм барабанного типа. Один из задних тормозных тросов, соединенный с особым рычагом, воздействует на тормозную колодку. Она смещается к тормозному барабану. В итоге колесо стопорится и происходит торможение.

В ходе эксплуатации, даже при отсутствии нареканий, после каждых 30 тысяч километров пробега нужно произвести полный осмотр системы стояночного тормоза.

При этом могут быть замечены следующие явления:

  1. Явные следы износа у наконечников тормозного троса.
  2. Повреждены некоторые стальные нити, из которых состоит трос.
  3. Ход троса в оболочке затруднен, даже после обильной смазки
  4. Храповый механизм рычага тормоза, при его использовании, издает больше 6-8 щелчков.
  5. При использовании ручного тормоза, торможения как такового нет — автомобиль сдвигается с места сам на уклоне или при толчке на ровном месте.

Любое из перечисленных явлений — повод к незамедлительной смен тросов стояночного тормоза у ВАЗ 2110.

Необходимые инструменты и оборудование:

  1. Эстакада или смотровая яма.
  2. Противооткатные упоры (тормозные башмаки).
  3. Надежные подпорки для корпуса автомобиля.
  4. Два домкрата.
  5. Две монтировки.
  6. Большая отвертка (со шлицем не менее 10 мм).
  7. Один рожковый ключ №10.
  8. Один рожковый ключ №13.
  9. Один накидной ключ №13.

Основные действия при замене троса стояночного тормоза ВАЗ 2110: 

  1. Поставить автомобиль на эстакаду или над смотровой ямой в гараже. Здесь же зафиксировать передние колеса тормозными башмаками.
  2. Поднять вверх кормовую часть автомобиля с помощью двух домкратов и зафиксировать это положение надежными подпорками.
  3. Опустив рычаг ручного тормоза в низ до упора, снимают последовательно задние барабаны и колодки. Все они тщательно осматриваются на предмет износа. Он не должен превышать 30% от идеального состояния (говоря о тормозных колодках, нужно уточнить, что смотрят на их толщину. Она не должна быть менее 65% от толщины новых колодок)
  4. Освободить доступ к уравнителю, путем демонтажа глушителя.
  5. Демонтировать сам уравнитель с помощью откручивания гайки и контргайти, крепящих его к тормозному тросу.
  6. Освободить трос из креплений на днище авто.
  7. Вынуть тормозные колодки и освободить связанный с ними рычаг (здесь рекомендуется использовать большую отвертку) — отсоединить от него наконечники задних тормозных тросов.
  8. С осторожностью вынуть тормозной трос из тормозного щита. Эту и предыдущую операцию лучше выполнять с помощником, так как легко повредить руки после ослабления гайки фиксатора.
  9. Все места прохождения и крепежа тормозного троса нужно тщательно очистить металлической щеткой от грязи и ржавчины.
  10. Обработать все детали крепления и прохождения троса преобразователем ржавчины. При его отсутствии часто рекомендуют 6% уксусную кислоту (не путать со столовым уксусом!). Все эти действия нужно осуществлять в резиновых перчатках и специальных очках для защиты глаз от случайных брызг опасных веществ.
  11. Новый тормозной трос вставляется в тормозной щит. Потом прикрепить его с помощью наконечников к рычагу, связанному с тормозными колодками.
  12. Закрепить все детали на положенных им местах.
  13. Проверить работоспособность тормоза — проехав небольшой отрезок пути затормозить. После этого измерить (можно рукой) температуру тормозных барабанов. Она должна быть не выше температуры других деталей. Если же наблюдается нагрев, то нужно заново отрегулировать степень натяжения тормозного троса.

Во время длительной эксплуатации трос стояночного тормоза автомобиля ВАЗ-2112 неизбежно растягивается, а тормозные колодки подвергаются постепенному износу. Как результат, ручник недостаточно эффективно справляется с возложенной на него задачей или вовсе перестаёт функционировать. Если после остановки автомобиля вы потянули за рычаг, но тормозные колодки не удерживают колёса в неподвижном положении, значит, настало время ремонта. И вовсе не обязательно речь идёт о замене, так как вполне вероятно проблему решить можно простой подтяжкой троса. Для этого даже не нужно обращаться в СТО — достаточно только знать, как подтянуть или заменить ручник на ВАЗ-2112, и всё самому сделать.

ruchnik-VAZ-2112.jpg
Во процессе эксплуатации трос ручника автомобиля ВАЗ-2112 неизбежно растягивается

Как устроен ручной тормоз легкового автомобиля? Это, пожалуй, одна из самых простых систем, и состоит она из таких элементов, как:

  • рычаг привода стояночного тормоза;
  • кнопка фиксации рычага;
  • трос ручника с уравнителем;
  • тяга ручной тормозной системы;
  • регулировочная гайка и контргайка.

А также в конструкции присутствует защитная накладка, а сам трос проходит под днищем машины и помещён в защитную оболочку. Это, собственно все основные части, из которых состоит система стояночного тормоза, если не учитывать его конечный элемент — тормозные колодки.

ruchnik-VAZ.jpg
Ручник Ваз в разобранном виде

Регулировка натяжения троса ручного тормоза

Прежде чем начинать регулировку стояночного тормоза, подготовьте нехитрый набор инструментов в виде двух гаечных ключей на «13» и плоскогубцев. А также вам понадобится домкрат, чтобы приподнять автомобиль, хотя гораздо удобнее работать, если есть возможность использовать эстакаду или подъёмник. Итак, если всё готово, можно приступать, руководствуясь следующей инструкцией, которая расскажет, как подтянуть ручник на автомобиле ВАЗ-2112:

  1. Поднимите автомобиль над землёй при помощи домкрата, подъёмника или путём заезда на эстакаду.
  2. Установите рычаг тормоза в крайнее положение (опустите вниз).
  3. При помощи гаечного ключа ослабьте контргайку уравнителя троса, придерживая регулировочную гайку вторым ключом.
  4. Теперь следует закручивать регулировочную гайку и, таким образом, производить подтяжку. Для того чтобы шток не проворачивался, удерживайте его при помощи плоскогубцев. Закручивайте гайку до тех пор, пока трос не будет натянут.
  5. Далее, потяните на себя рычаг ручника и убедитесь, что его ход составляет 2–4 щелчка храпового механизма.
  6. По завершении проверки остаётся затянуть контргайку.
Regulirovka-natjazhenija-trosa-ruchnogo-tormoza.jpg
Для регулировки натяжения троса ручника автомобиль необходимо приподнять

Перед тем как опустить автомобиль, проверьте, не слишком ли сильно натянут трос. Для этого необходимо опустить рычаг и рукой прокрутить задние колёса — при нормальном натяжении они должны свободно крутиться. Если это так, можно приступать к тесту стояночного тормоза с целью проверки эффективности его работы. Суть этого теста заключается в том, чтобы установить транспортное средство на эстакаду или участок дороги с уклоном в 23% и перевести рычаг стояночного тормоза в крайнее рабочее положение (затянуть). Степени натяжения должно быть достаточно для того, чтобы удержать автомобиль в неподвижном положении. При отрицательном результате требуется повторная регулировка. Если же регулировочные операции не дают ожидаемого результата, следовательно, трос ручника непригоден к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене.

Замена троса стояночного тормоза

Иногда любая регулировка не приносит ожидаемого результата. В этом случае замена ручника ВАЗ-2112 становится единственно верным решением проблемы. По каким причинам владельцу автомобиля приходится менять трос ручного тормоза? Прежде всего, первым показателем для замены является его обрыв и критическое растяжение, когда регулировка ни к чему не приводит. Кроме того, если вы при внешнем осмотре заметили повреждения и другие следы износа, в этом случае также без замены не обойтись. Ещё одна причина для снятия старого троса и установки нового — его затруднённое перемещение внутри защитной оболочки вплоть до заклинивания, что делает нормальную работу всей системы невозможной.

Zamena-trosa-stojanochnogo-tormoza.jpg
Причины замены троса стояночного тормоза: затрудненное перемещение, внешние повреждения, критическое растяжение.

О том, как производится замена троса ручника ВАЗ-2112, мы расскажем далее, но прежде чем приступать к работе, демонтируйте тормозные барабаны на задних колёсах, чтобы отсоединить концы тросика от тормозных колодок. Для этого, естественно, задняя часть автомобиля должна быть вывешена при помощи домкрата или стационарного подъёмника. Все дальнейшие операции выполняйте, руководствуясь следующей инструкцией:

  1. Как и в случае, когда приходилось подтягивать трос, нужно ослабить контргайку на штоке и выкрутить её, после чего может быть выкручена регулировочная гайка. Это позволит снять со штока кронштейн, из которого необходимо вынуть оба конца троса.
  2. Далее, при помощи отвёртки следует извлечь концы троса из крючков рычагов, приводящих в движение тормозные колодки.
  3. Потом наконечники защитной оболочки нужно вынуть из кронштейнов, расположенных с левой и правой стороны днища машины. На каждом кронштейне есть по гайке, открутив которые вы сможете снять дополнительные кронштейны с рычагов.

Как вы могли заметить, в конструкцию стояночного тормоза входят два троса и оба они должны быть демонтированы для замены. Установка новых тросов выполняется в порядке, обратном снятию. Именно таким образом происходит замена тросика ручника ВАЗ-2112, только не забудьте по завершении установки выполнить регулировку ручника. О том, как это сделать, вы смогли узнать из приведённой в этой статье инструкции.

Используемые источники:

  • https://carfrance.ru/menyaem-trosik-ruchnika-na-vaz-2110-svoimi-rukami/
  • https://vaz-russia.com/remont-vaz-2110/zamena-trosa-ruchnika-na-vaz-2110-vaz-2111-vaz-2112.html
  • https://vaz-2110.ru/podveska/zamena-trosa-ruchnika-svoimi-silami-na-vaz-2110.html
  • https://carextra.ru/remont/natjazhka-i-zamena-ruchnika-na-vaz-2112.html