7 причин, почему дизель плохо заводится «на холодную» (и меры борьбы)

Многие владельцы дизелей после длительной ночной стоянки сталкиваются с тем, что машина отказывается заводится, или двигатель заводится плохо – вибрирует, глохнет. В чем причины и что делать, чтобы облегчить холодный пуск дизеля? 

pexels-photo-243946.jpeg

Почему дизель трудно запустить “на холодную”

В холода мотор завести сложно. Особенно это касается дизельных агрегатов.

Причин, по которым двигатель плохо заводится на холодную, много. Перечислим некоторые распространенные.

  • низкая компрессия в цилиндрах
  • замерзли топливные магистрали и топливо в них
  • моторное масло загустело
  • низкий уровень заряда АКБ, неисправный стартер
  • вышли из строя свечи накала
  • завоздушина в топливной системе
  • неисправен ТНВД и форсунки

 низкая компрессия в цилиндрах 

Если двигатель достаточно возрастной, причиной, почему его сложно завести в холод, может являться низкая компрессия в цилиндрах.

Проблема в таком случае будет проявляться в основном после длительного простоя. А повторный пуск уже прогретого мотора будет даваться с трудом. После запуска такой мотор будет «троить», обороты на нем будут плавать в процессе езды. На холостом ходу дизель сильно вибрирует и даже может заглохнуть.

Причина такой неустойчивой работы дизеля заключается в сильно изношенных деталях ЦПГ: между ними образуются зазоры, герметичность цилиндров падает, компрессия снижается. В итоге топливно-воздушная смесь недостаточно сжимается и нагревается, то есть не может воспламениться.

А после выхода дизеля на рабочую температуру под воздействием тепла зазоры между элементами ЦПГ сокращаются, компрессия повышается и работа двигателя становится более стабильной.

 замерзло топливо 

Самая распространенная и общеизвестная причина, по которой бывает сложно запустить дизельный мотор зимой. После ночной стоянки дизельное топливо может загустевать и превращаться в парафинизированный гель. Особенно если с приходом холодов владелец не перешел на «зимнее» дизтопливо.

Когда в ДТ образуются кристаллы парафина, они забивают топливный фильтр. Поэтому главная рекомендация всем владельцам дизеля – менять топливный фильтр перед холодным сезоном ежегодно.

Справиться с проблемой поможет подогрев топливной системы (паяльной лампой, например) и добавление присадок-антигеля в топливо. В запущенных случаях придется промывать, а то и ремонтировать топливную дизельную аппаратуру.

Другая причина, по которой топливо не прокачивается по магистралям – в него попала вода и замерзла в фильтре.

Вода может попасть в топливный бак как результат конденсата на его стенках или выпасть осадком в баке, если топливо низкого качества. Для профилактики проблемы бак нужно держать в холода максимально полным, а в топливо можно добавить дегидрирующую присадку.

refuel-1629074_1280.jpg

 загустело моторное масло 

Если масло в картере дизеля слишком загустело или не подходит по коэффициенту вязкости для зимней эксплуатации, двигатель не заведется.

Поэтому полезно вытащить щуп и оценить состояние масла. Если оно не течет, нужно поменять моторное масло, понизив его вязкость.

О том, как выбрать подходящее моторное масло, мы писали здесь.

 АКБ разрядилась, стартер клинит 

Аккумулятор в холодное время справляется с экстремальными нагрузками.

Если он старый или уровень его заряда после ночной стоянки упал, коленвал не провернется с нужной частотой для создания давления, а свечи накаливания не прогреются для нормального подогрева топлива-воздушной смеси в цилиндрах.

Стартеру сложнее прокручивать коленвал на морозе из-за загустевающего на холоде моторного масла. Если он изношен, его может клинить – и тогда стартер крутит, щелкает, но не запускает двигатель.

 вышли из строя свечи накаливания 

Свечи накаливания облегчают пуск дизельного ДВС, подогервая солярку в цилиндрах. Свечи питаются через реле, а нагревом их управляет блок управления с учетом заданного времени, после которого реле перестает передавать напряжение на свечи накала.

Неисправность свечей накала непросто определить: даже при выходе из строя 1 или 2 свечей, двигатель может с трудом, но запускаться, даже если на улице -5.

Некачественные свечи накала выходят из строя буквально за один сезон, поэтому на качестве свечей экономить нельзя.

Проверяют свечи накала, выкручивая из и замеряя сопротивление. О том, что проблема именно со свечами накала, владельцу подскажет запаздывание в момент схватывания мотора. А еще холодный ДВС будет «троить» в момент пуска и требовать поддержки стартером.

Признаком неисправности реле или блока управления случит отсутствие характерного звука (тихий щелчок) в момент поворота ключа в зажигании перед пуском дизеля.

princip-raboti-dizelnogo-dvigatelya-2.jpg

 завоздушина в топливной системе 

Отличие конструкции дизельного мотора – воздух и топливо попадают в цилиндры отдельно. Если в топливной системе образуется воздушная пробка, мотор будет глохнуть.

Воздух попадает в топливные магистрали через участки нарушения их герметичности. Чтобы удалить пробку, ТНВД и магистрали прокачиваются.

 неисправен ТНВД, форсунки 

Форсунки дизельного двигателя со временем забиваются отложениями примесей из топлива, частичками ржавчины и металлостружки.

Изношенные и загрязненные форсунки не могут нормально прокачивать и распылять топливо в камеру сгорания. В результате дизель теряет мощность, троит на холостом ходу, работает неустойчиво и глохнет.

Если же дизельный ДВС нормально заводится в холод, но после прогрева и выхода на рабочую температуру отказывается заводиться «на горячую», проблему стоит искать в плунжерной паре ТНВД. Решение – ремонт или замена топливной аппаратуры.

Помочь установить причину, почему дизельный мотор плохо заводится в холод и работает неустойчиво, поможет и цвет выхлопа. Подробно мы писали о том, как установить проблемы с дизелем по цвету выхлопа, мы писали здесь.

Итого

Как видим, причин, по которым дизельный двигатель не заводится в мороз, предостаточно.

Для того, чтобы успешно запускать дизель в холодное время года, к наступлениям холодов нужно подготовиться:

  • подзаряжать АКБ (заменить на новый), удостовериться в исправности генератора
  • поменять моторное масло и фильтр
  • проверить исправность свечей накаливания
  • поменять топливный фильтр
  • перейти на «зимнюю» солярку
  • ездить с полным баком

В большинстве случаев, уже при соблюдении этих мер проблем с запуском дизеля на холодную не возникнет.

Но если двигатель на холодную не запустился, попробуйте добавить в бак теплое топливо или разогреть ДТ в магистралях, направив строительный (бытовой) фун на топливный фильтр и бензобак.  Затем прогрейте дизель на ХХ минут 10-15, пока теплое топливо не стечет обратно в бак, и отправляйтесь в дорогу.

Если проблема в разряженном АКБ, попробуйте «прикурить» двигатель, а лучше – снимите, отогрейте и зарядите аккумулятор.

  • О том, как правильно запускать дизельный ДВС зимой, мы писали здесь 

Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя найдете в нашем каталоге

Дизельный двигатель принято считать неприхотливым к дорожным и погодным условиям, и потому практически “не убиваемым”.

Однако же опытные автолюбители знают, что и у дизелей при недостаточно внимательном уходе возникает множество проблем. Некоторые из них являются довольно специфическими и не встречаются в бензиновых моторах. Наиболее часто у владельцев дизельных автомобилей возникают проблемы с пуском двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха.

В данной статье мы разберем, почему дизель не заводится на холодную, причины его плохого запуска. А также поможем определить, в чем именно неисправность. Ведь виновников данной проблемы может быть достаточно много. Для начала давайте посмотрим полезное видео, первоначальное определение причины плохого запуска дизельного двигателя:

Почему дизель не заводится или плохо запускается на холодную?

Одной из наиболее распространенных причин возникновения проблем с холодным стартом дизеля являются свечи накаливания. Поскольку они наиболее часто выходят из строя. Осмотрите их, убедитесь в работоспособности и замените неисправные. Если проблема заключается не в них, следует проверить топливный насос, вероятно, он выдает слишком маленькое давление. В таком случае двигатель может перестать или плохо заводиться сразу же, как только температура “за бортом” упадет ниже нуля.

Схема топливной системы дизельного двигателя

Определить неисправность ТНВД несложно. Если стартер работает нормально, насос начинает функционировать, но двигатель не подхватывает крутящий момент, а из выхлопной трубы идет белый дым, то попробуйте немного отвернуть гайки крепления форсунок. Это нужно для того, чтобы топливо смогло просочиться в цилиндры. Если после данной махинации машина завелась, то проблема, скорее всего в насосе.

Также, если дизель не заводится на холодную, причина может быть в неисправности форсунок. Следует проверить их на степень распыла топлива при заводке стартером. Если после проверки вы обнаружили, что топливо из форсунок просто льется, вероятно, причина именно в них. Как правило, при данной неисправности дизель на горячую заводится вполне нормально, однако двигатель дымит больше обычного.

Смотрим видео, завоздушенность топливной системы, как одна из причин плохого запуска дизеля на холодную:

Следующая причина неполадок в дизеле, которая не всегда очевидна – это моторное масло. Дело в том, что дизтопливо российского производства имеет в своем составе значительное количество серы, которая окисляет масло в двигателе гораздо быстрее. Поэтому его следует менять куда чаще, нежели указано в техпаспорте транспортного средства. Вдобавок, плохая “солярка” может привести еще к одной проблеме, которая значительно затрудняет старт двигателя – это засорение топливного фильтра.

Еще одна проблема дизелей связанная с топливом – это несвоевременный переход с летнего топлива на зимнее, а в районах с очень низкой температурой на арктическое. Дело в том, что при езде в холодное время года на летнем топливе при сгорании выделяется парафин, который со временем откладывается на агрегатах двигателя. В таком случае двигатель не заведется, пока автомобиль полностью не отогреть и не удалить парафин.

На фото - образование парафина на топливном фильтре

Если ни одна из данных причин не является “корнем зла” возникшей проблемы, стоит воспользоваться не самым распространенным инструментом в арсенале автовладельца – компрессометром. Необходимо замерить компрессию в каждом цилиндре и сравнить их с показателями из документации, оптимальными для данного двигателя. Если уровень компрессии слишком мал, вероятно, дизель плохо заводится именно поэтому. Кстати, низкая компрессия или большой разброс в ее значениях может свидетельствовать о более серьезных проблемах с двигателем. В этом случае рекомендуется посетить автосервис.

Как избежать проблемы плохого запуска дизельного двигателя на холодную?

В первую очередь необходимо своевременно менять тип топлива в соответствии со временем года, в которое планируете эксплуатировать свой автомобиль. Не зря же в парках военной техники, а они, как известно, в основном комплектуются дизелями, автомобили около месяца переводят на зимний и летний режим эксплуатации.

На фото - дизель не заводится на холодную

Помимо замены топлива меняется еще и масло, так как в дизельных автомобилях оно крайне быстро теряет свои смазывающие свойства. Также необходимо следить за герметичностью системы охлаждения и качеством используемого топлива. Плохая “солярка” приводит к быстрому засорению топливных фильтров, а попадание воды в топливную смесь может полностью вывести из строя топливный насос высокого давления, что чревато серьезными затратами на ремонт.

Во время сезонного технического обслуживания стоит также контролировать уровень компрессии, так как из-за чрезмерно низких показателей дизель может вообще перестать заводиться. Также периодически рекомендуется менять свечи накаливания или, если такой возможности нет, хотя бы очищать их от нагара и масляных пятен, если таковые имеются. Если дизель не заводится на холодную, причины могут быть весьма разнообразными, а порой данная проблема позволяет выявить или даже предотвратить некоторые серьезные неисправности.

На фото - белый налет на свечах накала дизельного двигателя

Правильный запуск дизеля в холодную погоду

Стоит упомянуть, что порой причиной затрудненного запуска дизеля является банальное незнание, как правильно запускать данный тип двигателя в холодную погоду, что со временем может привести к поломке отдельных механизмов двигателя.

В любом случае, перед тем как приступать к запуску двигателя в мороз, как минимум дважды прогрейте свечи накала. На некоторых двигателях этот процесс сопровождается определенными щелчками. Первый щелчок появляется при повороте ключа зажигания, который говорит о начале прогрева свечей накала. Второй щелчок, спустя 10-20 секунд, говорит об отключении процесса нагрева. Повторив данную процедуру несколько раз можно приступать к запуску двигателя, предварительно выжав сцепление.

Помните, что нажимать на педаль газа допускается только в том случае, если ваша машина оборудована топливным насосом с механическим управлением. В двигателях, где управление ТНВД осуществляется электронным путем этого делать не нужно.

Еще видео, почему дизель не заводится летом:

</span> Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]Понравилась статья? Поделись с другими! Современный дизель это как правило двигатель оборудованный системой common rail (по простому, оборудован электронными форсунками). В этой небольшой статье мы попробуем рассказать о самых распространённых причинах не запуска дизельного двигателя на легковых и легких коммерческих автомобилях зимой, подобные принципы относятся и к современным дизельным грузовикам.3012.jpeg Рассмотрим единственный случай который можно считать типовым: Автомобиль с огромным трудом заводится утром после ночной стоянки, прогревшись двигатель заводится нормально.3010.jpeg Зайдём издалека и попробуем вспомнить, что же необходимо дизелю с common rail для нормального запуска на холодную, в том числе в мороз. 1. Топливо, топливо и ещё раз топливо…. Прежде чем пытаться запустить дизельный двигатель в мороз -20 а то и -30 градусов нужно понимать, в каком состоянии дизельное топливо залитое в бак. Если ваш автомобиль с лета стоял на приколе и вы вдруг решили завести его в 20 градусный мороз скорее всего у вас ничего не получится. И вот почему. Обыкновенное дизельное топливо на морозе превращается в мало текучую инстанцию изрядно сдобренную парафином и для работы двигателя при минусовых температурах это топливо не пригодно. В этом случае автомобиль надо доставить в тёплый бокс и заменить топливо на зимнее. Если же топливо которое залито у вас в бак «зимнее», то есть имеет допуск к эксплуатации при минусовых температурах, то вероятность запустить двигатель в мороз существенно выше. 🙂 2. Бодрый аккумулятор. Дело в том, что при минусовых температурах провернуть двигатель намного трудней и зачастую слабенькая или севшая АКБ просто не сможет крутить двигатель с нужной частотой. 3. Исправность топливной системы и механической части двигателя. А вот на этом остановимся подробнее.3011.jpeg Так что же может служить причиной плохого запуска именно на холодную? Попробуем перечислить типовые причины. Для того чтобы дизель запустился необходимо чтобы в определённый момент под высоким давлением в камере сгорания появилось топливо. В common rail системах за этот процесс отвечает система управления двигателем и компоненты топливной системы насос, регулятор давления топлива и форсунки. Современные ЭСУД даже не пытаются открыть форсунку, если давление в системе, достигнутое при прокрутке стартером не достигает определённых значений. Система имеет два контура, контур низкого давления (из бака до насоса ТНВД) и контур высокого давления (корпус насоса, рейка, трубки, форсунки) . Так вот первое, что следует проверить при неуверенном запуске дизеля — это герметичность системы, как высокого так и низкого давления. Конструкций этих систем множество, но в общем случае проверка системы низкого давления на герметичность заключается в установке прозрачной трубочки в систему перед ТНВД (на некоторых системах эта трубочка установлена на заводе) и визуальном контроле наличия пузырьков воздуха. Проверка контура высокого давления немного сложней, следует начать с визуального осмотра всех компонентов, далее проверяют «где тонко» – обратка форсунок, клапан аварийного давления на рейке при его наличии, при отсутствии дефектов этих компонентов переходят к более сложным проверкам системы управления двигателем. Так же современные дизельные двигатели как правило оснащены свечами накала, которые облегчают пуск холодного дизеля при низких температурах.3246.jpeg Дело в том,что в дизельном двигателе воспламенение топлива происходит от температуры сжатого воздуха в камере сгорания, при нормальных условиях работы в конце такта сжатия температура воздуха в камере сгорания достигает 700—900°С при низких температурах окружающего воздуха при пуске двигателя эта температура значительно ниже, для воспламенения топлива при низких температурах необходимо просто поджечь частички топлива распыляемого форсункой, что собственно и делает свеча накала. Для уверенного пуска двигателя при низких температурах необходимо чтобы система управления свечами накала и сами свечки были исправны! И последнее о чём следует упомянуть в этой статье это состояние шатунно-поршневой группы двигателя, как мы говорили выше воспламенение топлива в дизеле происходит от повышения температуры воздуха при его сжатии поршнем, как вы понимаете от достигнутого давления зачастую зависит и температура, при значительном износе поршней и цилиндров на холодную, запуск двигателя будет затруднён. 3247.jpeg И так в общих чертах мы рассмотрели некоторые типовые неисправности дизельного двигателя и его системы управления влияющие на запуск на холодную. Можно сказать что современный дизель должен уверенно запускаться при температурах до -20°С при более низких температурах запуск возможен, но должны соблюдаться некоторые условия облегчающие запуск (исправный аккумулятор, пониженная вязкость масла ( как правило для холодных широт используют нулёвки, качественное «зимнее» топливо. Если же ваш дизельный автомобиль при 10 градусах ниже нуля практически отказывается запускаться — это свидетельствует о неисправности систем двигателя, в этом случае чтобы не усугублять ситуацию мы рекомендуем обратиться в автомастерскую где следует проверить системы ответственные за холодный пуск. В нашем РСВ Сервисе электронная диагностика систем двигателя стоит на момент написания этой статьи 1000 рублей, при необходимости дополнительных углублённых проверок цена согласовывается с клиентом. Удачи на зимних дорогах! 3245.jpeg С уважением к Вам и вашему авто РСВ Сервис. Всем хорошего старта! Используемые источники:

  • https://www.dieselkraft.by/poleznaya-informatsiya/7-prichin-pochemu-dizel-plokho-zavoditsya-na-kholodnuyu-i-mery-borby.html
  • https://auto-pos.ru/111-dizel-ne-zavoditsya-na-kholodnuyu-prichiny.html
  • https://www.r-s-v.ru/article/dizel-ne-zavoditsya-na-holodnuyu-prichini