Замена подшипников генератора ВАЗ 2110

Remont-provoditsya-tolko-so-snyatoy-klemmoy-AKB.jpg

Вступление

Назначение генератора в автомобиле ВАЗ 2110 – это питание всех узлов авто напряжением бортовой сети и питание потребителей электроэнергии. Со временем, как и все узлы автомобиля, генератор изнашивается, наиболее часто выводимые из строя элементы генератора это его ремень и подшипники. 

В данной статье речь пойдет именно о замене подшипников генератора ВАЗ 2110, как выполнить работы по замене и каким инструментом необходимо обладать для проведения этих работ.

Про подшипники

Подшипники используются для легкого вращения ротора генератора вокруг своей оси. В генераторе «десятки»  используется два разноразмерных подшипника передний и задний. Больший подшипник передний он берет на себя более сильные нагрузки натяжения ремня. В большинстве случаев выходит из строя именно передний подшипник из-за чрезмерных нагрузок.

Для того чтобы добраться до подшипников, генератор необходимо демонтировать с автомобиля и разобрать его.

Причины выхода из строя

Причин выхода из строя подшипников множество, но существует несколько основных причин , которые рассмотрены ниже.

Износ

Iznoshennye-i-novye-podshipniki-dlya-desyatki-650x488-1.jpg
Слева старые, справа новые подшипники

Износ это характерная причина поломки подшипника, так как количество оборотов ротора генератора огромное количество, за N-ый промежуток времени. Следовательно, смазка в подшипниках под воздействием высоких температур теряет свои свойства и подшипник перестает получать необходимый коэффициент скольжения, из-за чего происходит нагрев и увеличиваются зазоры в шариковой части подшипника.

Натяжение ремня

2-4.jpg

Чрезмерное натяжение ремня генератора очень сильно влияет на долговечность его подшипников. Натягивать ремень необходимо правильно соблюдая все нормы. Ремень генератора должен прогибаться под воздействием на него 10 кг. на 5-7 мм.

Признаки

Признаки, по которым можно определить, что подшипники генератора неисправны или в скором времени выйдут из строя можно по этим моментам:

  • Гул, свист и скрежет при работе ДВС
  • Перегрев корпуса генератора при работе
  • Проворачивание шкива

Диагностика

При появлении шумов и гулов в работе двигателя необходимо проверить и найти виновника шумов. Чаще всего это является генератор, но для того чтобы исключить других виновников необходимо провести его диагностику.

Самостоятельную проверку состояния подшипников произвести не сложно, для этого лишь потребуется соблюдение пунктов, которые описаны ниже.

  1. Снимаем ремень генератора со шкивов коленчатого вала и генератора
  2. Запускаем ДВС и слушаем
  3. Если шумы, свисты, вибрации пропали и двс работает исправно и ровно, то виновником точно являются подшипники генератора.
  4. Так же можно взяться за шкив генератора и пошатать его вверх-вниз, никаких люфтов быть не должно. Крутнуть ротор вручную, свистов и скрипов быть не должно, ротор должен вращаться плавно и мягко.

Размер и каталожные номера

Данные параметры шарикоподшипника необходимых для покупки так как без этих цифр очень сложно купить нужную деталь подходящую для вашего автомобиля.

Размеры подшипников изменялись от года выпуска автомобиля, поэтому подбор подшипника можно осуществить, опираясь на г.в. авто.

Автомобили, выпущенные до 2001 г.в. с карбюраторными двигателями имеют подшипники типа 6302 передние и 6202 задние.

Автомобили, выпущенные после 2001 г.в. с инжекторными двигателями, имеют подшипники типа 6303 передние и 6203 задние.

Каталожные номера (артикулы) и внешние размеры

Подшипник, № Артикул Размеры, мм
6303 180302 17*47*14
6203 80203 17*40*12
6302 180303 15*42*13
6202 80202 15*35*11

Замена

Для замены понадобиться демонтировать генератор с автомобиля и некоторое количество слесарного инструмента. Так же не будет лишним иметь съемник подшипника генератора. Имея весь нужный инструмент с работой можно справиться, обладая базовыми знаниями по механической части.

Съемник

252.970.jpg

Съемник значительно облегчает работы по замене подшипника, экономит время, силы и нервы. Данный прибор является верным помощником не только при работе с генератором, но и с другими деталями автомобиля.

Он состоит из лап и упорного болта. Существует большое количество разных съемников, они бывают: двухзахватные и трехзахватные. В нашем случае при работе с генератором ВАЗ 2110 лучше всего использовать двухзахватный, он наиболее компактный и удобный в демонтаже подшипника.

Стоимость его варьируется от 200 до 1000 рублей в зависимости от качества исполнения детали.

Необходимый инструмент

Инструмент, который понадобиться для выполнения работ, представлен ниже:

  • Трещотка;
  • Ключ на 13мм, 10мм;
  • Головка на 21мм;
  • Шестигранник на 8 мм;
  • Газовый ключ;
  • Мощная отвертка «+»;
  • Молоток;
  • Съемник;
  • Выколотка;
  • WD-40 (смазка)
  • Ветошь;
  • Маркер;

Этапы работы

1. Отключаем минусовую клейму от АКБ. Откручиваем провода на генераторе ключом на 10мм и снимаем фишку возбуждения генератора.

klemmi_akkumul_4.jpg

2.  Демонтируем генератор с автомобиля. Для этого откручиваем болт натяжения ремня генератора и снимаем ремень, откручиваем генератор от креплений и вынимаем его из автомобиля. Будьте внимательны, когда извлекаете нижний болт крепления, не потеряйте резиновую втулку и шайбы.

3. Приступаем к разборке. Снимаем пластиковую крышку диодного моста, отогнув три защелки. Откручиваем два винта крепящих щетки к корпусу и отключаем разъем от щеток. Помечаем маркером соосность крышек, чтобы в дальнейшем все правильно собрать.

4. Отверткой откручиваем винты концов обмотки генератора от диодного моста и отгибаем их. Откручиваем винт крепления конденсатора и отделяем диодный мост от генератора.

5. Откручиваем шкив генератора головкой на 21 мм держа ее газовым ключом и удерживая вал ротора шестигранником на 8 мм. Вынимаем шкив генератора и упорную шайбу.

6. Откручиваем 4 болта крышки и вынимаем ее вместе с обмоткой статора.

7. Вынимаем заднюю крышку надавливая пальцами на коллектор и тянем крышку на себя, снимаем пластиковую втулку подшипника.

8. Снимаем подшипники с помощью съемника.

Сборку генератора производим в обратной последовательности.

Видео по замене

Надеемся, наша статья была Вам полезна

Подшипники генератора обеспечивают лёгкое вращение ротора вокруг собственной оси. Поскольку им приходится постоянно испытывать достаточно большую нагрузку, со временем они изнашиваются. Что, в свою очередь, сначала повлечет за собой гул, а затем и выход агрегата из строя. В таком случае их требуется заменить новыми. А потому у автомобилистов встаёт вопрос: «Какие подшипники на генераторе ВАЗ 2110?».

</p>

Какие подшипники стоят на генераторе ВАЗ 2110

На генераторе «десятки» стоят два подшипника – передний большего размера и задний меньшего. При этом чаще всего требует замены именно передний, так как он испытывает более существенные нагрузки. Но, со временем, приходится менять также и задний, хотя лучше если и менять, то уже сразу оба. Они могут продаваться в комплекте либо отдельно. Новые подшипники подбирают зависимо от его размеров.

Размеры подшипников для генератора

Подшипники генератора ВАЗ 2110 имеют разные размеры в зависимости от года выпуска автомобиля, а также от того, карбюраторный он или инжекторный. Отличаются они диаметром под посадочный вал.

Размеры оригинальных подшипников ВАЗ 2110
Год выпуска авто Подшипник Артикул Каталожный номер Размеры, внутренний диаметр / внешний диаметр / ширина, мм
До 2001 г., карбюратор Передний 180303 6302 15×42×13
Задний 80202 6202 15×35×11
После 2001 г., инжектор Передний 180302 6303 17×47×14
Задний 80203 6203 17×40×12

У седанов первых лет (до 2001), которые чаще всего оснащены карбюратором, стоят генераторы старого образца. В таком генераторе передний подшипник имеет такие размеры — 15×42×13 мм, а задний — 15×35×11 мм. Первый имеет каталожный номер 6302 и артикул оригинала 180303, у второго номер – 6202 и заводской артикул 80202. Детали зарубежного производства будут иметь маркировку 6302-2RS и 6202-2RS соответственно.

Подшипник 6202-2RS

Подшипник 6302-2RS

Если машина инжекторная и выпущена после 2001 года, то эти параметры будут иными. Передний подшипник генератора ВАЗ 2110 (номер – 6303, артикул – 180302) имеет размеры – 17×47×14 мм. А задний подшипник с номером 6203 и артикулом 80203 – 17×40×12 мм. Зарубежные их аналоги маркируются: передний – 6303-2RS и задний – 6203-2RS.

Подшипник 6303-2RS

Подшипник 6203-2RS

Номера и размеры подшипников для “десяточного” генератора могут отличатся если вместо штатного был установлен другой агрегат. Когда стоит генератор производства Denso или БАТЭ, то в них, как и в КАТЭК нового образца всегда будут стоять 303 и 203 подшипники. Однако если установлен, например, Bosch 14V 53-98A 8200 43 81 48 0124 415 038, то ставятся подшипники 6303-2RS — передний, с размером 15×35×14 и 6003-2RS — задний (аналог отечественного 180103), размер которого 17×35×10. Эти же подшипники могут встретиться и в других импортных генераторах, которые ставят в основном на бюджетные иномарки. Впрочем, встречаются варианты, где задний подшипник стоит 6000-2RS, а передний – 6203-2RS либо также может стоять 62202-2RS сзади (размер 15х35х14) и 6302-2RS спереди.

Какие подшипники лучше ставить

На авто этой модели устанавливались с завода, как правило, генераторы бренда КАТЕК. К нему также могут подходить запчасти некоторых иных отечественных и зарубежных производителей. Брать оригинальные подшипники Самарского и Волжского заводов (VBF и VPZ), как и китайские, не рекомендуется из-за плохой смазки и малого ресурса работы. Хорошей по качеству считается продукция немецких брендов DAS LAGER Germany и FAG, французского – SNR, японских – NSK, NTN и Коуо, а также польского Craft.

Цена подшипников на генератор ВАЗ 2110

Цена подшипника генератора ВАЗ 2110 весьма невысока. Она начинается примерно от 100 рублей для заднего и от 150 рублей для переднего. Здесь многое зависит от производителя деталей. Самыми дешёвыми считаются запчасти российского производства. Изделия зарубежных марок стоят дороже, иногда в два раза.

Признаки неисправности подшипника и диагностика

Понять, что вышел из строя подшипник в генераторе можно по следующим характерным признакам:

  • при заведённом моторе из-под капота раздаётся гул, свист или скрежет;
  • генератор при работе двигателя или сразу после его остановки горячий на ощупь;
  • шкив устройства проворачивается.

Кроме того, на эту проблему могут указывать и некоторые иные симптомы. А названные выше – не всегда говорят о неисправности подшипников.

Сравнение изношенных подшипников (слева) с новыми (справа)

Подшипники в генераторе могут изнашиваться от времени, отсутствия смазки или её плохого качества, а также по причине слишком сильного натяжения ремня. Последнее, как правило, характерно для передних подшипников.

Для того, чтобы точно убедиться в выходе из строя этого элемента, нужно провести простую диагностику. Достаточно снять ремень генератора, и завести мотор.

Если посторонние звуки пропали, значит, неисправен именно подшипник. На заглушенном моторе можно немного пошатать генератор вверх и вниз, ухватившись за его шкив. При этом никаких люфтов ощущаться не должно. Выяснить, какой именно из подшипников следует заменить, можно после разборки осмотра всех элементов. Зачастую лучше приобрести сразу комплект на всякий случай.

Замена подшипников генератора ВАЗ 2110

Демонтаж подшипника при помощи съемника

Чтобы поменять подшипники на генераторе ВАЗ 2110 правильно и быстро потребуются следующие инструменты и материалы:

  • двухзахватный съёмник, если стоит заводской генератор;
  • трещотка;
  • набор головок и ключей;
  • молоток;
  • отвёртка «+» (максимально мощная и надёжная);
  • газовый ключ;
  • выколотка;
  • оправка;
  • шестигранник (в случае с «родным» устройством – на 8 мм).

В процессе работы также пригодятся ветошь, маркер и проникающая жидкость, которая заметно облегчает многие операции.

Для замены подшипников потребуется двухзахватный съёмник, если все детали заводские. Передний подшипник снимается после удаления крышки генератора. Снять подшипник можно при помощи оправки и молотка. При этом желательно, чтобы диаметр оправки примерно совпадал с размерами внешнего кольца удаляемой детали. Сразу после снятия переднего подшипника необходимо поставить новый.

Иногда передний подшипник можно заменить сразу с крышкой. Далее нужно снять статор и вытащить задний подшипник. Чтобы установить новую деталь, потребуется гидравлический пресс. Также можно использовать и иные способы. Важно лишь при этом не нарушить резьбу. После этого осуществляется сборка генератора.

Источником напряжения в автомобилях «десятого» семейства служит генератор ВАЗ, подшипники номер 6203 и 6303 в нем используются в качестве опорных элементов вала ротора. Общеизвестно, что эти детали не вечны, хотя и достаточно надежны. Подшипники генератора в моделях 2110 могут отработать без проблем 150 тыс. и более километров пробега. Но приходит момент, когда из-за механического износа их необходимо поменять. В целях экономии собственных средств хозяин «Десятки» может это сделать своими руками, проведя предварительную диагностику неисправности.

Zamena-podschipnika-generatora-na-VAZ-2110.jpg

Способы проверки агрегата

Для своевременного обнаружения неисправности подшипников не существует лучшего способа, чем профилактический осмотр и проверка вращения вала ротора. Для этого необязательно специально разбирать узел, если вы периодически производите замену ремня привода генератора своими руками. В процессе этой замены вращение вала проверяется следующими способами:

  • возьмитесь за шкив рукой и попробуйте покачать перпендикулярно оси для определения люфта;
  • активно покрутите шкив в разные стороны.

Если рукой ощущается люфт либо вал крутится с заеданием и шумом, то замена подшипников генератора ВАЗ-2110 неизбежна. Другой признак износа деталей — появление шума в виде гудящего звука, доносящегося от узла при работе двигателя. В этом случае необходимо локализовать неисправность, поскольку гудеть может вращающийся элемент другого узла, расположенного неподалеку: помпы либо натяжного ролика ремня привода ГРМ.

Уточнить место возникновения шума несложно: надо снять ремень привода генератора и запустить двигатель на пару минут. Если при работе на холостом ходу гул исчез, значит, его источником были элементы генератора ВАЗ-2112, а помпа и ролик находятся в исправном состоянии. Таким же образом проверяется работа подшипника генератора ВАЗ-2114 и любой другой модели «десятого» семейства.

Val-rotora-VAZ-2110.jpg

Технические характеристики деталей

Для приобретения новых деталей необходимо знать, какие подшипники стоят конкретно в вашем агрегате, чтобы не допустить ошибку. В генераторе ВАЗ-2110 установлено 2 опорных элемента: передний и задний. Их маркировка бывает различной в зависимости от года изготовления:

  • в агрегатах, произведенных в последние годы, задняя деталь имеет маркировку 6203, передняя — 6303;
  • в старых модификациях номер немного отличается — 6202 и 6302 соответственно.

Сепараторы подшипников закрыты с обеих сторон пластиковыми крышками, которые при необходимости можно извлечь, чтобы добавить внутрь смазки. Габаритные и внутренние размеры вращающихся деталей одинаковы при любой маркировке, их точные значения указаны в таблице.

Размер подшипника по ширине, мм по диаметру наружному, мм по диаметру внутреннему, мм Каталожный номер
Передний 14 47 17 180202
Задний 11 35 15 24940220

В качестве смазывающего наполнителя для сепараторов можно применять густую смазку «Литол-24» или другую, предназначенную для подшипников качения. По дополнительным символам на маркировке нетрудно определить фирму-производителя.

Smazka-Litol-24.jpg

Наиболее популярны детали российского производства следующих предприятий:

  • Самарский завод, маркировка — СПЗ-4;
  • Вологодский завод — 23ГПЗ;
  • Саратовский завод — 3ГПЗ.

Также довольно часто автомобилисты ставят подшипники генератора 2110 от брендов Koyo, Kraft и LSA.

Категорически не рекомендуется устанавливать элементы без надписей и маркировок, изготавливаемые неизвестно где, чаще всего — в Китае.

Вы можете столкнуться с неприятностями от таких деталей довольно скоро из-за низкого качества изделий.

Установка новых элементов

Перед тем как поменять изношенные подшипники ВАЗ-2110 своими силами, не помешает проверить наличие смазки в только что приобретенных деталях. Для этого нужно острым предметом поддеть и снять одну из пластиковых защитных крышек сепаратора. При необходимости нужно добавить смазки и поставить крышку на место. Затем можно приступать к замене, для чего понадобится стандартный набор ключей и инструментов, имеющихся у каждого хозяйственного автолюбителя.

Задний подшипник генератора удобнее всего демонтировать с помощью съемника, но при его отсутствии сойдет и обычный рожковый ключ размером 22-27 мм.

Снимать генератор с автомобиля лучше из смотровой канавы в такой последовательности:

  1. Отключить аккумуляторную батарею и отсоединить провода от контактов агрегата, открутив гайки крепления ключом на 10 мм.
  2. Открутить болт натяжителя ремня, ослабить его и снять со шкива генератора. Демонтировать планку натяжителя.
  3. Ключом на 13 мм ослабить и открутить гайку нижней опоры агрегата. Вытащить болт и снять генератор с автомобиля.

Согласно рекомендации производителя, замена подшипника генератора ВАЗ-«Десятки», находящегося спереди, должна выполняться вместе с крышкой, куда он запрессован. Но менять крышку нет смысла, если она находится в нормальном состоянии, в чем следует убедиться перед разборкой. Да и по деньгам такая замена выйдет дороже.

Главное, что нужно аккуратно сделать при выполнении дальнейшей работы, — удалить старые подшипники. Порядок действий такой:

  1. Поставить на корпусе и крышках агрегата метки, фиксирующие взаимное расположение деталей. Раскрутить болты, стягивающие крышки с корпусом (4 шт.).
  2. Поддев плоской отверткой, разъединить детали кожуха. Снять заднюю крышку вместе с обмоткой.
  3. Передний подшипник выбивается из крышки через круглую наставку. Это надо делать аккуратно, чтобы крышка не треснула, иначе ее придется-таки заменить.
  4. Задний подшипник демонтировать с помощью съемника либо рожкового ключа, вертикально вставленного одним концом между деталью и ротором. Постукивая по ключу молотком и передвигая его вокруг оси, постепенно сбить подшипник.

Новые элементы запрессовываются на места молотком с использованием старых подшипников в качестве наставок. Затем производится сборка и установка агрегата на автомобиль.

Используемые источники:

  • https://enginehack.ru/zamena-podshipnikov-generatora-vaz-2110/
  • https://m.etlib.ru/blog/1259-podshipnik-generatora-vaz-2110
  • https://korchim.ru/biblioteka/ehlektrika/generator-vaz-podshipniki-nomer.html