Повышаем безопасность: рейтинг лучших тормозных жидкостей 2020 года

совет экспертаВыбирая тормозную жидкость, не пробуйте её на вкус!15.02.20201257

Тормозная жидкость (ТЖ) – это важный элемент гидравлических тормозов, способствующий передаче усилия от ручки к колодкам. От качества этого вещества напрямую зависит безопасность водителя и всех пассажиров транспортного средства. Чтобы понять, какая тормозная жидкость лучше, посмотрите рейтинг 2020 года, который редакция Zuzako составила на основании отзывов водителей и оценок экспертов. В него вошли только лучшие составы российского и зарубежного производства.

Популярные торговые марки жидкостей для тормозной системы

Тормоза – это наиболее важный элемент автомобиля. Чтобы они всегда работали исправно, используйте только качественную «тормозуху». При выборе состава отдавайте предпочтение проверенным торговым маркам, которые хорошо зарекомендовали себя.

Лучшие производители:

  1. Castrol. Эта компания из Великобритании специализируется на выпуске различных смазочных материалов, подходящих для любых марок автомобилей. В её ассортименте есть множество видов масел и спецжидкостей, которые обеспечивают бесперебойную работу всех систем авто. ТЖ Castrol считаются наиболее качественными. Они стоят довольно дорого, но расходуются очень экономно.
  2. Liqui Moly. Популярная немецкая фирма занимается выпуском масел, присадок и тормозных жидкостей. Вся её продукция соответствует мировым стандартам качества и безопасности для окружающей среды. Стоимость составов Liqui Moly варьируется в широком ценовом диапазоне, поэтому каждый владелец транспортного средства сможет подобрать для себя подходящий вариант.
  3. Mobil. Знаменитая американскаякорпорация является одним из мировых лидеров по добыче и переработке нефтепродуктов. Владельцам авто она интересна тем, что выпускает качественные масла и тормозные жидкости. Последние отличаются высокой стоимостью, но имеют прекрасные эксплуатационные характеристики.
  4. Rosdot. Лучший отечественный производитель ТЖ предлагает автовладельцам качественные и сравнительно недорогие составы. Вся продукция Росдот отвечает мировым стандартам, поэтому успешно продаётся в десятках стран мира.
  5. Lukoil. Эта российская нефтяная компания занимается производством любых жидкостей для авто. Вся продукция проходит множество тестов, поэтому всегда отличается высоким качеством. Радует покупателей и низкая стоимость масел, тормозных жидкостей и прочих составов.

Обзор топа хороших тормозных жидкостей для автомобиля

А что из этого предпочтете Вы?

Принять участие в опросе

Отечественные ТЖ

ТЖ российского производства стоят намного дешевле, чем импортные. Это связано с отсутствием больших затрат на их производство и транспортировку. Отечественные ТЖ отличаются не только высоким качеством, но и способностью работать при экстремально низких температурах.

Импортные ТЖ

Жидкости зарубежного производства ценят за идеальное качество и отсутствие негативных последствий для автомобиля. Стоит такая продукция довольно дорого. Однако все затраты быстро перекрывает низкий расход и долгий срок службы.

Плюсы и минусы тормозных жидкостей – справка редакции Zuzako

По характеристикам тормозной жидкости бывает трудно отличить один состав от другого. Поэтому рекомендуем вам обращать внимание на преимущества и недостатки каждого вида продукции. По ним можно легко найти наиболее подходящий вариант для вашего авто.

Гликолевые ТЖ

Гликолевые ТЖ представляют собой составы, в которых содержится спиртогликолевая смесь, вода (небольшое количество) и различные многофункциональные присадки. Все виды данной продукции очень похожи между собой, поэтому имеют много общих характеристик.

Преимущества:

  • высокая температура кипения;
  • прекрасные вязкостные характеристики;
  • простота замены;
  • сравнительно низкая стоимость;
  • хорошие смазывающие свойства;
  • могут работать при низких температурах.

Недостатки:

  • поглощают воду из атмосферы (гигроскопичность);
  • при неправильном использовании приводит к коррозии;
  • нуждается в частой замене.

plyusy-i-minusy-tormoznyh-zhidkostey.jpg

Силиконовые ТЖ

Силиконовые составы для тормозной системы автомобиля делают на основе различных полимерных продуктов (преимущественно кремний-органических). Этот факт влияет на их работоспособность и устойчивость к различным природным факторам.

Преимущества:

  • инертность к большинству материалов;
  • вязкость не зависит от температуры окружающей среды;
  • низкая адсорбция влаги;
  • широкий диапазон рабочих температур;
  • долгий период эксплуатации.

Недостатки:

  • недостаточные смазывающие свойства;
  • несовместимость с другими составами.

Выбирать тормозную жидкость для своего авто трудно даже водителю со стажем. Чтобы эта задача была немного проще, внимательно прочитайте нашу статью. В ней описаны лучшие составы, а также указаны их преимущества и недостатки. Если полученная информация оказалась для вас полезной, то не забудьте поставить лайк и написать короткий комментарий.

Оцените публикациюОбсудить

Тормозная жидкость класса ДОТ-4 распространена в современных автомобилях больше всех других вместе взятых. Поэтому возникает логичный вопрос: какая тормозная жидкость ДОТ-4 лучше и есть ли вообще между ними разница? Разберёмся вместе.

Состав и характеристики тормозной жидкости ДОТ-4

Тормозная жидкость DOT-4 на 98% состоит из полигликолей. Остальные 2% – присадки.

Важно понимать, что существует стандарт, регламентирующий состав тормозных жидкостей. Этот стандарт создан и поддерживается американским департаментом транспорта. И любая жидкость, вне зависимости от изготовителя, в теории должна соответствовать прописанным в стандарте характеристикам, если относит себя к семейству DOT. На практике это почти всегда так, как минимум для известных брендов.

Регламентируемых характеристик несколько. Во-первых, это база. База тормозной жидкости ДОТ-4 состоит из сложных спиртов, так называемых полигликолей. Эти спирты обладают хорошей смазывающей способностью, абсолютно несжимаемы, сохраняют работоспособность в среднем до –42°C и закипают при температуре не ниже +230°C. Также всем спиртам гликолевой группы свойственна гигроскопичность – способность поглощать из окружающей среды и растворять в своём объёме без осадка воду.

Во-вторых, это пакет присадок. Добавки повышают эксплуатационные свойства жидкости. Состав присадок также регламентирован. Причём как в качественном, так и в количественном отношении.

Это означает, что если вы приобретаете тормозную жидкость, маркированную DOT-4, то в ней гарантированно будет минимальный набор тех компонентов, которые обеспечивает её работу в обозначенных стандартом пределах.

Однако регламент допускает добавку сторонних компонентов или увеличение пропорции (не уменьшение), что может менять некоторые характеристики тормозной жидкости. Как правило, в лучшую сторону. Например, уменьшают низкотемпературную вязкость, повышают температуру кипения или делают жидкость менее восприимчивой к процессу поглощения влаги из атмосферы.

Краткий обзор производителей

Современный рынок изобилует предложениями тормозной жидкости класса ДОТ-4. Рассмотрим несколько известных продуктов в порядке возрастания стоимости, начиная с самых дешёвых.

  1. Дзержинский DOT-4. Стоит около 220-250 рублей за литр. Не закипает до температуры +260°C. Неплохо переносит отрицательные температуры, как минимум укладывается в стандарт. Однако не содержит в своём составе дополнительных компонентов, противостоящих впитыванию воды из окружающей среды. Требует обязательной замены через 2 года, независимо от интенсивности эксплуатации авто. Отлично подойдёт для классических моделей ВАЗ, устаревших иномарок или других авто с барабанными тормозами. Можно использовать и в более новых авто, но при этом важно следит за регламентом замены.
  2. Sintec Super DOT4. Ещё один дешёвый вариант. Стоимость – около 300 рублей за 1 литр. Не закипит до температуры +260°C, не замёрзнет до –40°C. Также желательно обновлять эту жидкость в системе полностью через 2 года использования. Неплохо показала себя в относительно нестарых ВАЗах, таких как «Гранта» и «Приора».
  1. TRW Brake Fluid DOT Жидкость от известного производителя дорогих и качественных элементов подвески и тормозной системы. Стоимость находится в пределах 400-500 рублей за 1 литр. Имеет положительные отзывы в сети от автовладельцев.
  2. Bosch DOT4. Производитель не нуждается в рекламе. Цена за 1 литр – около 500 рублей. Несмотря на относительно низкие заявленные характеристики (температура кипения всего +230°C, то есть на минимально допустимом уровне) отличается своим стабильным качеством. Автомобилисты отмечают, что даже через 3 года эксплуатации, при проверке жидкости на содержание воды, тестер не всегда списывает её как полностью негодную, а только рекомендует замену.
  1. Pentosin Super DOT 4 plus. Жидкость с повышенными низко- и высокотемпературными характеристиками. Подходит для использования в иномарках с дисковыми тормозами. В «сухом» состоянии не закипит до достижения отметки в +260°C.
  2. Тосол-Синтез FELIX DOT4. Отечественный продукт из среднего ценового сегмента. Хорошо зарекомендовала себя и в отечественных авто, и в иномарках. Успешно используется в тормозных системах японских авто, таких Мицубиси Лансер 9 и Хонда Аккорд 7. По результатам независимых тестов жидкость FELIX DOT4 полностью подтвердила заявленные производителем характеристики.
  3. Castrol Brake Fluid DOT Жидкость с высокой низкотемпературной текучестью и хорошей сопротивляемостью закипанию. Стоит в среднем 600-700 рублей за литр. Бренд в этом случае красноречиво говорит за себя. Имеет в основном только положительные отзывы в сети.
  4. VAG DOT 4. Фирменная жидкость для автомобилей концерна VAG. Кроме цены (около 800 рублей за 1 литр) не имеет недостатков.

При выборе тормозной жидкости следует руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, не покупайте жидкости непонятных марок, особенно те, которые стоят явно дешевле даже минимального ценника за продукт от более-менее авторитетных производителей. Во-вторых, попробуйте узнать, какую жидкость рекомендует автопроизводитель. Зачастую это всего лишь рекламный ход. Однако если ту или иную жидкость порекомендовал завод-изготовитель авто, то она на 100% будет совместима с вашей тормозной системой.

И самое главное: не забывайте менять тормозную жидкость не позже, чем через 3 года эксплуатации. Даже дорогие варианты через 3 года накопят в своём объёме опасное количество воды, что может привести к внезапному закипанию жидкости в системе и полному или частичному отказу тормозов.

Можно ли ожидать подвоха от тормозных жидкостей? Мы подвергли всесторонним испытаниям 14 образцов, а заодно ответили на часто задаваемые вопросы о «тормозухе».

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста — определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при —40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов — примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень — это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

test-14-tormoznyx-zhidkostej5.jpg

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы — для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма — для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы — это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

test-14-tormoznyx-zhidkostej6.jpg

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при —40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, — но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

test-14-tormoznyx-zhidkostej7.jpg

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

Какую тормозную жидкость купить — DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас — DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Колодочкин Михаил, За рулем

Тормозная жидкость – это техническое вещество, используемое для системы торможения автомобиля. От таких факторов, как температура кипения, устойчивость к гидролизу и окислительным процессам, зависит надежность срабатывания элементов тормозной системы, поэтому нельзя недооценивать важность отдельных характеристик этого вещества. Но какая лучшая тормозная жидкость и как правильно подходить к вопросу ее выбора? С этим поможет справиться рейтинг тормозных жидкостей от разных производителей, который приведен в данной статье.

Виды тормозной жидкости

Техническая документация любого транспортного средства содержит информацию о требуемых стандартах для жидкостей, которые можно использовать. Не рекомендуется отклоняться от этих требований, чтобы избежать износа и повреждений элементов системы торможения авто. То же самое касается смешивания жидкостей (некоторые все же можно смешивать при необходимости). Ниже приведены основные виды жидкостей для тормозной системы.

Est-raznye-vidy-tormoznoj-zhidkosti-640x417.jpg
Есть разные виды тормозной жидкости

Таблица. Классификация тормозной жидкости.

Вид ТЖ Описание
1-21-150x150.jpg
DOT 3
Высокотехнологичная гликолевая жидкость, отличающаяся высокой окислительной активностью. Температура кипения составляет 150°С. Жидкость DOT 3 преимущественно используется для автомобилей, оснащенных барабанным типом тормозов.
2-21-150x150.jpg
DOT 4
Одна из наиболее распространенных видов ТЖ. Используется практически на всех быстроходных транспортных средствах с дисковой тормозной системой. Температура кипения начинается с отметки в 160°С, увлажненная жидкость закипает при большей температуре (около 240°С).
3-16-150x150.jpg
DOT 4+
Модифицированная, то есть обновленная DOT 4 с немного лучшими показателями. Главное отличие – это температура кипения (улучшенная DOT 4+ закипает уже при 180°С).
4-15-150x150.jpg
DOT 5
Жидкость на силиконовой основе, используемое преимущественно для спортивных автомобилей, где тормозная система подвергается интенсивным нагрузкам. DOT 5 имеет высокую коррозийную стабильность, за счет чего жидкость закипает при очень высоких температурах (от 1800°С).
5-15-150x150.jpg
DOT 5.1
Еще одна разновидность ТЖ с более продолжительным сроком службы и высокими температурными показателями. Жидкость изготовлена на гликолевой основе.

Обратите внимание! Тормозную жидкость также можно классифицировать на импортные и отечественные образцы. Вторые, безусловно, уступают по качеству, хотя их можно использовать для недорогих моделей авто.

Tormoznaya-zhidkost-Motul-DOT-5.1-640x428.jpg
Тормозная жидкость Motul DOT 5.1

ТОП-10 лучших тормозных жидкостей

Автомобильный рынок предлагает широкий выбор тормозной жидкости, поэтому покупатель может запутаться. К тому же много низкокачественной продукции, использование которой может привести к серьезным поломкам. Но есть и достойные производители — как зарубежные, так и отечественные. Их лучшие тормозные жидкости и собраны в нашем рейтинге.

№10. Аляска DОТ-4

Отличный пример того, как отечественная компания может производить качественную тормозную жидкость. Продукция сочетает в себе низкую стоимость и высокое качество. Аляска DОТ-4 предназначена для тормозных систем дискового или барабанного типа, что делает жидкость универсальной.

Alyaska-DOT-4-640x640.jpg
Аляска DОТ-4

Плюсы

  • низкая стоимость;
  • устойчивость к перепадам температуры;
  • универсальность.

Используемые источники:

  • https://zuzako.com/reyting-luchshih-tormoznyh-zhidkostey/
  • https://avtozhidkost.ru/tormoznaya-zhidkost-dot-4-kakaya-luchshe/
  • https://autolubricants.info/ekspertiza-i-testy/tormoznye-zhidkosti/test-14-tormoznyx-zhidkostej-dot‑4-za-rulyom/
  • https://obzor-expert.com/luchshaya-tormoznaya-zhidkost/