Проверка диодного моста мультиметром, не снимая генератора

Содержание статьи

Всем здравствуйте! Предлагаю вместе со мной обсудить, как проверить диодный мост генератора. Тема достаточно актуальная, поскольку не так редко автомобилисты сталкиваются с неисправностями генератора.

Диодный мост (ДМ) играет большую роль в работоспособности всего электрооборудования в транспортном средстве. Ключевой особенностью ДМ является есть способность выпрямлять ток.

Бывают ситуации, когда с возложенными задачами мост не справляется, появляются признаки неисправностей. Но как понять, что с ним имеются проблемы, не снимая генератор? Именно об этом мы и будем сегодня говорить.

Функции ДМ

Если вспомнить курс физики еще со школьной программы, то мы сделаем вывод, что существует две разновидности электротока. Это постоянный и переменный. Чем они друг от друга отличаются?

Тут ничего сложного. Ключевым отличием является то, что переменный ток имеет заряженные частицы, которые движутся в разных направлениях. В случае же с постоянным током движение всегда осуществляется только в одном направлении.

Хочется заметить, что у переменного тока экономические характеристики заметно лучше. Они эффективнее справляются с передачей тока на достаточно большие расстояния. Проблема лишь в том, что на большинстве электроприборов транспортных средств предусматривается питание именно от постоянного тока. Чтобы автомобиль мог нормально функционировать, электрозависимое оборудование должно получить определенное количество постоянного тока. Сам генератор дать его не может, поскольку вырабатывает переменный вид тока.

Решить эту проблему позволяет наш сегодняшний герой. То есть диодный мост. Выглядит он как пара металлический электропроводящих пластин. На них располагаются диоды, выступающие в качестве полупроводников. Они установлены в определенной последовательности.

ДМ позволяет пропускать ток, но при этом мост задает одно направление. То есть происходит процесс выпрямления. Нюанс еще и в том, что мост задает движение только одном направлении. А именно от генератора на бортовую сеть.

Исправность ДМ не вечная. Периодически элемент генератора выходит из строя. И не важно, какой у вас автомобиль. Это может быть:

  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2114;
  • Тойота Королла;
  • Лада Приора;
  • Ниссан Кашкай;
  • Деу Матиз;
  • ВАЗ 2110;
  • Митсубиси Лансер;
  • Форд Мондео;
  • УАЗ Патриот;
  • Хендай Солярис и пр.

Вне зависимости от автомобиля, можно и нужно проверить работоспособность устройства своими руками. Для этих целей актуально воспользоваться тестером.

Если не уверены в правильности своих действий, посмотрите наглядные видео. Не спешите делать виноватым во всем именно мост. Не разбирая и не выпаивая диоды, сначала убедитесь в его неисправности.

Методы диагностики

Как показывает практика, диодные мосты периодически выходят из строя на любых транспортных средствах, вне зависимости от марки и модели. Также не принципиально важно, используете вы диодные мосты от Valeo, Bosch или любого другого производителя.

Чаще всего в ДМ перегорает один или сразу несколько диодов. Что же касается причин, то тут можно выделить:

  • попадание пыли;
  • негативное воздействие грязи;
  • контакт диодов с маслом;
  • накапливание влаги в генераторе;
  • ошибка полярности при прикуривании;
  • неправильное подключение АКБ;
  • перегрузка в электросети;
  • ошибки в монтаже электрооборудования;
  • заводской брак и пр.

Если задаться целью, то проверку моста можно провести в обычных гаражных условиях. Для подобных задач пользуются лампочкой или мультиметром.

Прежде чем приступить к работе, снимите защитный кожух с ДМ, а также не забудьте отключить выводы на регуляторе. Помните, что на всех мостах положительные, то есть плюсовые диоды оснащаются красными проводами, а минусовые черными. Не перепутайте.

Теперь более подробно про каждый из методов.

Мультиметр

Если для проверки моста вы решили воспользоваться мультиметром, вам потребуется выполнить несколько последовательных процедур.

Весь процесс выглядит следующим образом:

Смотрите такжеПерестроение по полосам: как не нарваться на штраф

  • мост демонтируется с генератора (иначе никак);
  • каждый из диодов потребуется проверить отдельно;
  • на измерительном устройстве выбирается режим пищалки;
  • такая настройка позволит при замыкании щупа услышать сигнал;
  • при отсутствии этого режима выбирайте положение 1кОм;
  • щупы подводятся к краям диода;
  • делается измерение;
  • щупы меняются местами.

Теперь что касается результатов измерения. С диодом все отлично, если при одном положении вы видите на экране знак бесконечности, на при втором выдает значение в диапазоне от 500 до 700 Ом.

Если прибор показывает сопротивление более низкого значения, либо в двух положениях имеется знак бесконечности, вы нашли неисправный диод.

Лампочка

Теперь посмотрим, как проводится процедура с помощью обычной лампочки. Это неплохая альтернатива для тех случаев, когда мультиметра нет.

Для работы подойдет самая обычная лампа на 12 В.

Смотрите такжеПочему скрипят тормоза: причины и способы устранения

  • Корпус ДМ подключается к минусу вашей АКБ;
  • пластина обязана плотно прилегать к автомобильному генератору;
  • один конец лампы подключается к минусу генератора;
  • второй на плюсовую клемму 30 через АКБ;
  • если лампа горит, то один или сразу несколько диодов вышли из строя;
  • проверьте отрицательные диоды;
  • минус лампы идет на корпус автогенератора;
  • плюс к болту крепления моста;
  • если лампа горит или начинает мигать, проблема с отрицательными диодами;
  • далее проводится проверка положительных диодов;
  • плюс идет на клемму 30, а минус также на крепежный болт;
  • когда лампа горит, делаем вывод, что проблема с этой группой диодов;
  • также требуется протестировать дополнительные мостовые диоды;
  • минус остается на своем месте, а плюс переходит на клемму 61;
  • если лампа горит, снова диагностирована проблема.

Для решения выявленной проблемы потребуется выпаять проблемный диод. На его место устанавливается новый.

Никто не запрещает вам просто купить полностью новый ДМ, и установить его на место старого, то тут вопрос уже в более солидной сумме денег.

Суммарно на проверку и ремонт моста уйдет не более 2-3 часов у мастера без особого опыта. Если же вы бывалый автомеханик, тогда вы точно не потратите больше часа своего времени на подобные мероприятия.

А у вас был опыт ремонта или просто проверки диодных мостов на своем автомобиле? Если да, напишите об этом, расскажите, с какими сложностями столкнулись или какие хитрости знаете.

У меня все. Спасибо вам за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и ждите много новых, полезных и интересных материалов!

В данной статье объясним как проверить диод мультиметром. Полупроводниковый диод, как компонент электронной схемы, довольно часто выходит из строя по различным причинам, например, превышение максимально допустимого прямого тока, обратного напряжения и тому подобное. Различают два вида неисправности диода – пробой и короткое замыкание.

Действие диода, как полупроводникового прибора с p-n переходом, заключается в том, что он пропускает электрический ток только в одном направлении (от анода к катоду), в обратном же направлении (от катода к аноду) ток не течет.

 Зная это свойство диода можно легко проверить его на неисправность при помощи обычного мультиметра.

Как проверить диод мультиметром

Обычные диоды, так же как и стабилитроны, можно проверить с помощью мультиметра. Чтобы проверить этот полупроводниковый прибор с помощью цифрового мультиметра, установите переключатель мультиметра в режим проверки диодов, обычно данный режим имеет значок диода:

31-image.jpgСтенд для пайки со светодиодной подсветкойМатериал: АБС + металл + акриловые линзы. Светодиодная подсветка…Подробнее

Следует отметить, что при проверке в данном режиме, на мультиметре отображается прямое напряжение, а не сопротивление, когда просто прозванивают диод в режиме сопротивления.

Признаки исправного диода:

  • При подключении плюсового щупа (красный) мультиметра к аноду диода, а минусового щупа (черный) к катоду диода на экране мультиметра должна высветиться определенная величина прямого напряжения данного диода. У разных типов диодов прямое напряжение  отличается. Так у германиевых диодов оно составляет  примерно 0,3…0,7 вольт, у кремниевых диодов 0,7…1,0 вольта. Хотя некоторые типы мультиметров могут показывать более низкое значение прямого напряжения в режиме проверки.
  • И на оборот, при подключении минусового щупа мультиметра к аноду диода, а плюсового щупа к катоду диода на экране будет ноль.

При иных показаниях мультиметра можно утверждать о неисправности проверяемого диода.

Альтернативный способ проверки исправности диода

В том случае, если у вас мультиметр не снабжен режимом проверки диодов, то проверить диод можно по простой схеме, которая приведена ниже.

При данной проверке, мультимет необходимо перевести в режим измерения постоянного напряжения. При том подключении исправного  диода, как указано на схеме, вольтметр покажет прямое напряжение на диоде. Если теперь выводы диода поменять местами, то он не будет проводить ток, а вольтметр укажет напряжение питания (в данном случае 5 вольт).

Так же можно прозвонить диод и определить его общее состояние путем измерения сопротивления, как в прямом, так и в обратном направлении.

Для этого необходимо перевести мультиметр в режим измерения сопротивления, диапазон до 2 кОм. При подключении диода в прямом направлении (красный к аноду, черный к катоду) измерительный прибор покажет сопротивление несколько сотен Ом, в обратном направлении прибор покажет символ разрыва цепи, что говорит об очень большом сопротивлении.

Как проверить диодный мост

Прежде чем перейти к вопросу проверки диодного моста, вкратце приведем его описание. Диодный мост представляет собой сборку из четырех диодов, соединенных таким образом, что переменное напряжение (AC), подаваемое к двум из четырех выводов диодного моста, переходит в постоянное напряжение (DC) снимаемое с двух других его выводов.

Таким образом, предназначение диодного моста – выпрямление переменного напряжения с целью получения постоянного напряжения.

Диодный (выпрямительный) мост представляет собой четыре выпрямительных диода соединенных по определенной схеме:

Поскольку диодный мост предназначен для выпрямления переменного напряжения (синусоиды), то при первой полуволне переменного напряжения в работе участвуют одна пара диодов:

 а при следующей полуволне работает другая пара выпрямительных диодов:

Проверка диодного моста ничем не отличается от проверки обычного диода. Просто необходимо определиться, к каким выводам подключать мультиметр. Условно пронумеруем выводы выпрямителя от 1 до 4:

Отсюда следует, что для проверки диодного моста нам достаточно прозвонить 4 диода:

  • 1-й: выводы 1 – 2;
  • 2-й: выводы 2 – 3;
  • 3-й: выводы 1 – 4;
  • 4-й: выводы 4 – 3;

При проверке, необходимо руководствоваться на показания мультиметра, как и при проверке обычных диодов.

Programmirovanie-mikrokontrllerov-Kursy-300x224.png

Чтобы более осознанно понималь, как проверить диодный мост мультиметром, рекомендую прежде ознакомиться со статьей, как проверить диод.

Диодный мост предназначен для выпрямления переменного напряжения в постоянное, а точнее говоря, в пульсирующее.

Kak-rabotaet-diodnyj-most-1024x262.jpg

Он может иметь разную форму корпуса и расположение выводов. Хотя в преобладающем большинстве их всего четыре: два – вход и два – выход. В любом случае диодный мост состоит из четырех диодов, расположенных в одном корпусе определенным образом. Такая схема соединения называется мостовой. Отсюда и название данного полупроводникового прибора.

Kak-proverit-diodnyj-most-1024x1002.png

Методика проверки исправности диодного моста заключается в проверке исправности его отдельных четырех диодов.

Diodnyj-most-578x1024.png

Согласно мостовой схемы, одна пара полупроводниковых приборов соединена между собой анодами, а вторая – катодами. В точке соединения катодов образуется положительный потенциал «+». А в точке соединения анодов – отрицательный потенциал «-». К двум оставшимся точкам подводят переменный ток «~». Соответствующие обозначения наносятся на корпус мостового выпрямителя или диодного моста.

Теперь, глядя на выше приведенную схему, становится достаточно просто понять, как проверить диодный мост мультиметром. Переводим прибор в режим «прозвонки» и проверяем каждый из четырех диодов выше рассмотренным способом. Схема помогает понять, каким образом устанавливать измерительные щупы.

Как проверить диодный мост мультиметром в схеме

Рассмотрим, как проверить диодный мост мультиметром, не выпаивая его из платы. Прежде всего, нужно подать питание на схему. И по отношению входного и выходного напряжений можно определить характер неисправности данного электронного прибора. Если он исправен, то выпрямленное напряжение будет несколько выше входного переменного.

Принципиально различают два вида неисправности диодного моста: обрыв и пробой одного или нескольких диодов выпрямительного моста.

В случае обрыва, например VD1, ток в один полупериод, соответствующей работе пары VD1 и VD3, протекать не будут, поскольку образуется разрыв электрической цепи. Это приведет к резкому снижению величины выпрямленного напряжения Ud. Однако, если схема работает без нагрузки, то данный вид неисправности можно и не заметить, так как после выпрямителя чаще всего установлен конденсатор и он в отсутствии нагрузки заряжается до амплитудного значения выпрямленного напряжения. Поэтому следует быть внимательным в данном случае.

В случае пробоя и короткого замыкания, например того же VD1, в один полупериод вторичная обмотка трансформатора окажется замкнутой накоротко. В результате этого будет происходить интенсивный нагрев VD3, что приведет к повышенному нагреву всего диодного моста. А также будет нагреваться обмотка вторичная обмотка и сам трансформатор. По разнице напряжений здесь судить трудно о характере неисправности. Так как при закороченной обмотке напряжение на ней в соответствующий полупериод также равно почти нулю. Поэтом и на выходе диодного моста в тот же полупериод оно будет равно почти нулю, а соответственно снизится и его среднее выпрямленное значение.

Также при данной неисправности может сработать предохранитель, установленный в первичной обмотке трансформатора, поскольку возрастет ток в цепи трансформатора. Надеюсь, теперь стало понятно, как проверить диодный мост мультиметром.

Лишь немногие водители знают, как производится проверка диодного моста мультиметром, а эти знания могут быть очень полезными. Данный элемент играет важную роль в работе генератора, и из-за него аккумулятор заряжается корректно. Часто, если возникает какая-нибудь поломка, водители сразу везут свое авто на СТО. Но часто достаточно просто произвести проверку диодного моста мультиметром, после чего можно будет решить проблему самостоятельно, оставив у себя деньги, которые бы пришлось заплатить за ремонт. Давайте же подробно разберемся, что это за элемент генератора и для чего он нужен вообще.

1898986.jpg

Что такое диодный мост? Его принцип работы

Это устройство в зарядном элементе играет роль выпрямителя. Для преобразования тока в генераторе устанавливается от 4 до 6 диодов, и все они объединяются в единую цепь, именуемую диодным мостом. Он же находится непосредственно в самом генераторе.

Принцип работы этого элемента прост: он пропускает вырабатываемый генератором ток к аккумулятору и не пропускает его в обратном направлении — от аккумулятора к генератору. В данном случае в одном направлении создается сопротивление определенной величины, а в обратном направлении сопротивление стремится к бесконечности. Если возникнет какая-либо неисправность с мостом, то электроника автомобиля даст сбой. Вернее, даст сбой аккумулятор, а без него автомобиль банально не заведется, так как сам стартер получает питание от аккумулятора.

1898985.jpg

Из-за чего перегорает диодный мост?

Проверка диодного моста генератора мультиметром предполагает в том числе и выяснение причин, почему диодный мост выходит из строя. Наиболее распространенная причина — накапливание воды внутри. Часто после мойки машины или езде по лужам мост может перегорать.

Вторая причина — переполюсовка на клеммах аккумулятора. Это случается при неумелом прикуривании или при подключении зарядного устройства к аккумулятору. Конечно, могут быть и более сложные причины перегорания моста, однако чаще всего это случается по одной из этих двух причин. Поэтому старайтесь избегать езды по глубоким лужам и заряжайте аккумулятор правильно.

1898990.jpg

Как сказывается сгоревший диодный мост?

Если возникают какие-либо проблемы с аккумулятором, то в первую очередь стоит произвести проверку диодного моста мультиметром. Аккумулятор напрямую связан с этим мостом. При его поломке возможны 2 варианта: ток вообще не идет к аккумулятору либо идет, но очень высокий. Это может привести к вскипанию электролита.

Поэтому при возникновении проблемы с мостом решать ее необходимо очень быстро. В противном случае придется покупать новый аккумулятор, а он недешевый. Поэтому лучше иметь представление о том, как производится проверка диодного моста мультиметром на 2110 и других моделях марки ВАЗ. Как минимум есть 2 способа проверки: при помощи мультиметра или обычной лампочки. Рассмотрим оба способа.

Проверка лампочкой

Первое — извлекаем диодный мост из генератора. Впрочем, в случае с лампочкой без этого можно обойтись. Берем мост в собранном виде и дотрагиваемся им до аккумуляторной клеммы. Обязательно следите, чтобы контакт был постоянным и прочным. Теперь берем лампочку и ее контактом (плюсом) прикасаемся к плюсу аккумулятора.

1898992.jpg

Теперь поочередно прикасаемся к другим контактом лампы к контактам диодов, затем к контактам подключения обмотки стартера. Если лампочка будет гореть, то это значит, что мост «пробит» и, следовательно, он нерабочий. Теперь, если этапами подключать цепь через один диод, то можно выявить неисправный элемент и заменить его на новый.

Если есть необходимость проверить мост на разрыв цепи, то минус моста «кидаем» на плюс аккумулятора. Затем подключаем лампу плюсом к плюсу батареи. Теперь свободный контакт лампы подключаем к элементам, как описано выше. Лампа в этом случае должна гореть. Если она вообще не горит или горит тусклым светом, то обрыв в цепи диодов имеет место.

Проверка диодного моста мультиметром

Как и в предыдущем способе проверки с лампочкой, в данном случае также необходимо снимать мост с генератора. При проверке диодного моста мультиметром каждый диод проверяется отдельно. Для начала необходимо включить мультиметр в режим «Прозвон», но если такого режима нет, то просто установите сопротивление 1 кОм. В этом режиме при замыкании двух контактов он будет звонить.

1898995.jpg

Мост делится на две части: вспомогательные и силовые диоды. Проверка диодного моста мультиметром ВАЗ-2114 и других марок производится одинаково для обоих частей. Принцип следующий: работающий диод в направлении аккумулятора будет показывает сопротивление, равное нескольким сотням Ом, в обратном направлении сопротивление будет стремиться к бесконечности.

Подключаем щупы мультиметра к каждому контакту диодов. И если прибор будет показывать значение, которое отличается от значения после смены щупов местами, то это говорит о том, что диод сгорел. Эту операцию необходимо проводить для каждого диода.

1898994.jpg

Если сопротивление очень низкое

Второй вариант при проверке мультиметром диодного моста генератора ВАЗ-2109 и других моделей предполагает показ нулевых значений. Это говорит о том, что в цепи есть обрыв. Если показания будут близки к нулевым значениям (очень низкое сопротивление), то это значит, что диод пробит. Мультиметр как проверочный прибор позволяет точно указать, какой именно диод вышел из строя, и определить характер поломки. При использовании лампочки все приблизительно так же, однако при слабом зарядочном токе уловить корректную работу сложнее. Поэтому использование мультиметра рекомендуется, но если его нет, то можно попробовать найти неисправность с помощью обычной лампочки.

Впрочем, единственным плюсом проверки лампочкой является тот факт, что снимать диодный мост с генератора необязательно. Но без снятия генератора невозможна проверка диодного моста мультиметром. Не снимая генератора, нельзя это осуществить. Там приходится работать с отдельными частями, но это дает более точный результат.

При обнаружении нерабочего диода его заменяют на новый. Сделать это легко с помощью паяльника. Сам же диод стоит копейки и продается в любых магазинах автозапчастей. Его замена также не представляет собой ничего сложного, и ее можно произвести самостоятельно.

Заключение

Ничего сложного в этой процедуре нет. Если вы более-менее знакомы с электроникой и знаете, как пользоваться мультиметром, то проверить и заменить неисправные диоды вы сможете самостоятельно. За этим не нужно обращаться в СТО, где потребуют деньги за проверку и тем более за ремонт.

Все элементы, которые необходимы для ремонта диодного моста, доступны в продаже. Да и сам диодный мост вообще недорогой, вот только могут быть проблемы с поиском моста для определенной редкой модели генератора.

Напоследок: если что-то не так с аккумулятором, то вам очень повезет, если причина окажется именно в диодном мосте. Это, можно сказать, расходник, который приходится время от времени менять. Но главное здесь — вовремя выявить неисправность, пока не успел пострадать сам аккумулятор.

Используемые источники:

  • https://pricep-vlg.ru/remont-svoimi-rukami/kak-proverit-diodnyy-most-generatora/
  • http://www.joyta.ru/7414-kak-proverit-diod-multimetrom/
  • https://diodov.net/kak-proverit-diodnyj-most-multimetrom/
  • https://fb.ru/article/329402/proverka-diodnogo-mosta-multimetrom-ne-snimaya-generatora