Содержание
- Причины и признаки неисправности маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109
- Какие маслосъемные колпачки ставить на ВАЗ 2109?
- Что такое маслосъёмные колпачки и где они находятся
- Как узнать, что пора менять
- Необходимые инструменты
- Последовательность действий
- Необходимый инструмент
- Выбор колпачков
- Подготовка и инструменты
- Замена сальников клапанов
Задача маслосъёмных или маслоотражательных колпачков – снятие излишек смазки, уплотнение в месте прилегания клапанов и предотвращение попадания масла в камеру сгорания.
Причины и признаки неисправности маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109
В качестве материала для прокладки, как правило, используется каучук. В процессе эксплуатации, из-за постоянного возвратно-поступательного движения и действия агрессивной среды (изменения температурного режима, выхлопных газов, перегрева и т.д.), кромка колпачков истирается, а сама резина теряет эластичность и твердеет. И как следствие, маслосъёмные колпачки начинают протекать. В результате происходит попадание моторного масла в камеру сгорания.
Как правило, на отечественных автомобилях интервал замены маслосъемных колпачков составляет 80000 километров пробега. Для современных моторов, этот период может быть увеличен в 2-3 раза.
Первые признаки износа маслосъемных колпачков это — появление синего дыма из выхлопной трубы. Так же у двигателя машины повышается «масляный аппетит». Мотор расходует больше 1 литра на 1000 километров.
Конечно, о капитальном ремонте можно не думать, разумеется, если не снизились динамические характеристики и не вырос расход топлива. Стоит помнить, что протекающее масло горит на раскаленных клапанах, вследствие чего нагар нарастает на внутренних стенках двигателя, сечение впускных и выпускных каналов сужается, а мотор теряет мощность. При активном дросселировании двигателя, нагар начинает осыпаться, его частички забивают седло и рабочую фаску клапана. Уплотнение нарушается и мотор уже работает с перебоями и глохнет. Другим исходом поломки является прогар выпускного клапана, что может привести к ремонту блока двигателя.
Данные проблемы можно решить заменой маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109. Поменять колпачки можно своими руками в гараже.
На карбюраторных двигателях замену маслосъемных колпачков выполняют аналогично, но перед началом работы необходимо дополнительно снять воздушный фильтр, топливный насос, распределитель зажигания и корпус привода вспомогательных агрегатов.
Понадобится такой инструмент для ремонта:
- гаечный ключ «на10»,«на13»,«на17»;
- стандартная плоская и крестообразная отвертка;
- головка для выкручивания свечей;
- съемник колпачков;
- рассухариватель для клапанов;
- комплект новых маслосъёмных колпачков на ВАЗ 2109;
- пинцет или плоскогубцы с тонкими губами.
Самым необходимым является съемник сухарей клапанов. Его можно найти в магазине автоинструментов.
Какие маслосъемные колпачки ставить на ВАЗ 2109?
Оригинальный номер 21080100702686, средняя цена 221 руб. Можно купить аналог Trialli CV 537 за 181 руб.
1
Инструмент необходимый для замены маслосъемных клапанов.
</span>2
Снимаем шланги вентиляции картерных газов и подводящего шланга со штуцеров клапанной крышки. Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки и снимаем её.
</span>3
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу и снимаем его.
</span>4
Выкручиваем свечи.
</span>5
Ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки ГРМ: два сбоку и один в центре. Снимаем крышку ГРМ.
</span>6
Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.
</span>7
Ключом «на 17» отвинчиваем шкив распределительного вала.
</span>8
Отвинчиваем ключом «на 10» гайку крепления защитного кожуха.
</span>9
И отгибаем кожух.
</span>10
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки. Снимаем заглушку.
</span>11
Ключом «на 13» равномерно, в несколько подходов (до снятия давления пружин клапанов), откручиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.
</span>12
Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала.
</span>13
Снимаем распределительный вал.
</span>14
С помощью шприца откачиваем масло с блока распредвала.
</span>15
Вынимаем толкатель с регулировочной шайбой из гнезда головки блока цилиндров.
</span>17
Устанавливаем рейку рассухаривателя. Устанавливаем коленчатый вал в положение ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров. В этом же положении вала меняем маслоотражательные колпачки клапанов 1-го и 4-го цилиндров.
</span>18
Устанавливаем рассухариватель клапанов. Подпятник рассухаривателя упираем в тарелку клапана, а зацепной рычаг заводим за рейку. Сжимаем пружины и извлекаем пинцетом сухари.
</span>20
Достаём пружину клапана и верхнюю «тарелку». Учтите, что пружины клапана будет две – внутренняя и верхняя. Их необходимо снять обе.
</span>21
Устанавливаем цангу приспособления для снятия маслосъемных колпачков на колпачок, а затем и само приспособление.
</span>22
Наставляем боек и резко ударяем им по втулке устройства, а после этого и по бойку ручки, спрессовав тем самым маслосъемный колпачок с втулки.
</span>23
Вынимаем маслосъемный колпачок из цанги приспособления.
</span>24
Такие же операции, производим на соседнем клапане.
</span>25
Смазываем новые маслоотражательные колпачки моторным маслом, надеваем на направляющие втулки клапанов.
</span>26
Напрессовываем оправкой каждый колпачок на направляющую втулку. Собираем клапанный механизм 1-го цилиндра в обратной последовательности. Затем повторяем эти работы для 4-го цилиндра. После чего, провернув коленчатый вал на 180° (ВМТ поршней 2-го и 3-го цилиндров), аналогичным образом меняем маслоотражательные колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.
</span>27
Ставим на место распредвал. Устанавливаем корпуса подшипников распредвала, надеваем на шпильки шайбы и завинчиваем гайки их крепления в два этапа в указанном порядке.
</span>
На первый взгляд, маслосъёмный колпачок — деталь незначительная. Но в случае износа она способна доставить автовладельцу массу неприятностей. О том, что такое маслосъёмный колпачок и как его заменить самостоятельно на двигателе ВАЗ 2109, мы и поговорим в данной статье.
Что такое маслосъёмные колпачки и где они находятся

Эти колпачки находятся непосредственно на клапанах двигателя, в головке блока цилиндров. Другое название этих колпачков — клапанные сальники. Их главная задача — не допустить попадания излишков масла в мотор. Изготавливаются эти колпачки из особой резины. А резина, даже специальная, со временем приходит в негодность и масло начинает попадать прямо в камеру сгорания двигателя. В этом случае стоит поменять эти детали.
Как узнать, что пора менять

Всё просто: если из выхлопной трубы машины идёт густой сизый дым, значит, колпачки пора менять. Как правило, этот дым появляется только при запуске мотора и при его остановке. Но если колпачки изношены очень сильно, густой дым из трубы идёт постоянно. Однако дым — не единственный признак необходимости срочной замены колпачков. Иногда дыма практически не видно, но расход масла в машине повышается в несколько раз, при этом никаких внешних течей масла (через различные сальники и прокладки) не наблюдается. Всё это тоже говорит о том, что время менять колпачки.
Необходимые инструменты
- Набор торцовых головок,
- молоток (средних размеров),
- пруток из мягкого металла диаметром 8 мм (как вариант — из олова),
- пинцет медицинский,
- плоскогубцы,
- инструмент для снятия сухариков с клапанов,
- запрессовочная оправка,
- цанга для снятия колпачков.
Это интересно: Историческая справка
Последовательность действий
- На цанге есть боёк. По нему нужно точно ударить молотком. Это приведёт к тому, что колпачок сомнётся и его можно будет достать из цанги плоскогубцами.
Маслосъёмный колпачок извлекается из направляющей втулки с помощью цанги - Как только сухарики извлечены, снимается тарелка клапана и его пружина.
Когда пружина зафиксирована, сухарики клапана извлекаются с помощью медицинского пинцета - После этого устанавливается инструмент для разсухаривания клапанов и с его помощью пружина клапана прижимается.
- После вывода поршня в мёртвую точку с цилиндра откручивается свеча, а в открывшееся отверстие вставляется оловянный пруток диаметром 8 мм. Кончик прутка должен оказаться между клапаном и дном поршня.
- Теперь коленчатый вал надо повернуть так, чтобы поршень в цилиндре, где планируется замена колпачков, вышел в верхнюю мёртвую точку.
Снимается распределительный вал, затем снимается сальник - Прежде всего, надо снять провода с аккумулятора.
- Снимается ремень с ГРМ.
- С распределительного вала убирается шкив с зубцами.
- С первого крепления снимаются провода, с третьего крепления откручиваются гайки.
- Откручиваются четыре гайки с передней крышки, потом откручиваются гайки с крышки задней (их там шесть штук).
- Обе крышки снимаются.
- Распределительный вал вынимается.
- С распределительного вала снимается сальник.
Пружина клапана крепко прижимается с помощью цанги - После прижимания пружины клапана сухарики можно извлечь с помощью пинцета.
Вначале извлекается тарелка клапана, а потом — находящаяся под ней пружина - Теперь с помощью цанги надо снять маслосъёмный колпачок с направляющей втулки.
Ударом молотка по рукоятке колпачок спрессовывается в цанге и вынимается - Новый колпачок запрессовывается в тарелку клапана, затем на него устанавливается пружина.
- Аналогичные операции производятся со всеми колпачками, нуждающимися в замене.
- После замены производится обратная сборка головки цилиндров.
Видео по замене сальников клапанов на ВАЗ 2109 своими руками
Важные моменты
- После извлечения изношенного колпачка следует тщательно осмотреть стенки направляющей втулки, так как любая царапина на этой стенке, оставленная цангой, может привести к возобновлению течи масла в камеру сгорания и сведёт на нет все усилия по замене колпачка.
- Перед установкой новых колпачков нужно не забыть снять с них пружины.
- Перед запрессовкой нового колпачка место установки обильно смазывается маслом. Это помогает точнее посадить колпачок на место, не прилагая к этому лишних усилий.
Это интересно: Дизельный три-турбо двигатель от компании BMW
Как видно из статьи, заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2109 своими руками вполне возможно. Главное –запастись терпением, соблюдать последовательность операций и не прилагать больших усилий, запрессовывая новые колпачки на место.
Копирайтер с пятилетним стажем.
—> Мастера ВАЗа / Двигатель / Обслуживание двигателя<index>
Маслосъемные колпачки показаны стрелками
Если у вашего автомобиля ваз 2109 появился сизо-голубой выхлопной дым,это сигнал о попадании в камеры сгорания моторного масла.Не стоит паниковать и сразу гнать автомобиль в автосервис, чтобы произвели капитальный ремонт двигателя:
- Причиной этому могут быть не только изношенные компрессионные либо маслосъемные кольца, но и пришедшие в негодность маслосъемные колпачки, которые пропускают масло по стержням клапанов и масло попадает в камеры сгорания
- И все что вам предстоит, это замена маслосъёмных колпачков ваз 2109.
- Производится замена собственными силами.
- При этом даже можно не снимать головку блока.
- Замена маслосъемных колпачков на ваз 2109 простая процедура, не требующая специального инструмента и навыков автослесаря.
- А уж если вы знаете устройство двигателя, тогда процедура замены для вас сущий пустяк.
- А цена вопроса многократно ниже капитального ремонта.
Необходимый инструмент
Вам потребуются:
- Набор головок с трещоткой
- Молоток
- Оловянный (или просто мягкий) пруток, диаметром 8мм
- Плоскогубцы
- Приспособление для разсухаривания клапанов
- Пинцет
- Цанга для снятия колпачков (можно плоскогубцами если нет цанги)
- Оправка, для запрессовки новых колпачков
- Ветошь (вытереть руки снятые детали)
Замена масляных колпачков на ваз 2109 происходит в такой последовательности
Итак:
- Отключаем провода от клемм аккумулятора.
- Снимаем ремень газораспределительного механизма.
- Убираем зубчатый шкив с распределительного вала.
- Отсоединяем провода от первого крепления, и откручиваем гайки а с ними третий болт крепления.
- Часто на этом креплении нет уплотнительного кольца, которое необходимо установить на место при сборке.
- Равномерно отворачиваем оставшиеся гайки (их четыре) на передней крышке, затем отворачиваем гайки задней крышки(их шесть).
- Снимаем шайбу и убираем обе крышки.
- Прежде чем достать распределительный вал обязательно снимите шпонку крепления чтобы не потерять ее, если шпонка плотно зафиксирована, тогда снимайте вместе с валом.
- Снимаем распределительный вал.
- Достаем сальник распределительного вала.
Вынимаем распределительный вал и снимаем с него сальник
- Прокручиваем коленчатый вал так, чтобы в нашем цилиндре с заменяемыми колпачками поршень находился в верхней мертвой точке.
- Откручиваем свечу и в отверстие вставляем оловянный пруток ( либо из другого мягкого металла) (из списка инструментов) между тарелкой клапана и днищем поршня, на котором мы будем менять колпачок.
- Затем мы устанавливаем рассухариватель клапанов.
- Прижимаем пружину клапана.
Установили рассухариватель клапанов
- Пинцетом достаем сухари
Прижали пружину клапана и пинцетом вынимаем сухари
- Снимаем верхнюю тарелку клапана, а за ней пружины.
Достаем верхнюю тарелку клапана
- Маслосъемные колпачки стаскиваем с направляющей втулки, при помощи цанги (ее мы приготовили заранее).
Стаскиваем маслосъемный колпачок при помощи цанги
- Резко ударяем по бойку на рукоятке, чтобы спрессовать маслосъемный колпачок (фото внизу)
- Плоскогубцами аккуратно вытаскиваем его из цанги.
- Осматриваем направляющие клапанов, чтобы убедиться, что мы их не повредили
Спрессовываем колпачок резким ударом бойка по рукоятке и вынимаем его из цанги
- Снимаем пружинки с новых колпачков перед их установкой.
- Обрабатываем моторным маслом устанавливаемые маслосъемные колпачки.
- Новые запрессовываем при помощи оправки до конца в нижнюю тарелку.
- После установки нового колпачка на место, надеваем на него пружинку.
- Сборку производим строго в обратной последовательности
- Убираем пруток из свечного отверстия.
- Наносим резкий удар по сухарям, через металлический стержень, это необходимо для более плотной их посадки на место (как гласит инструкция).
- Аналогично производим замену на всех клапанах.
- Всю область работ обязательно смазываем моторным маслом.
- Устанавливаем опору головки блока распределительного вала.
- Головку блока обязательно намазываем герметиком в месте расположения крайней опоры.
- Устанавливаем распределительный вал.
- Устанавливаем корпусы подшипников на их места, надеваем шайбы, затягиваем гайки.
- Гайки рекомендуется затягивать равномерно, зажимая их постепенно и до упора.
- Устанавливаем сальник распредвала.
На этом работы на ваз 2109, замена маслосъёмных колпачков окончены. Как вы убедились, проделать это своими руками просто.
Примечание: Обязательно проверьте зазоры клапанов после ремонта, отрегулируйте клапана при необходимости.
Так же предлагаем вам посмотреть видео замена маслосъемных колпачков ваз 2109.
</index>Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитатьВаз 2109-двигатель инжекторный: переделкаБлок на двигатель ВАЗ 2112 – ЭБУБлок управления двигателем ВАЗ 2109: как установитьКомпрессия в двигателе ваз 2109: проверка и восстановление
Появление сизо-голубого выхлопного дыма у вашего авто ВАЗ-2109 может свидетельствовать о попадании моторного масла в камеры сгорания. Чаще всего это происходит из-за того, что маслосъемные колпачки утратили свои способности. В таком случае вовсе не обязательно везти машину в автосервис, при знании устройства двигателя вы с легкостью сделаете все сами. Главным плюсом является цена, ведь в сервисах вместо починки одного компонента часто делают капитальный ремонт машины. Так как же поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ-2109?
Выбор колпачков
Вначале нужно выбрать подходящий материал. До середины 90-х годов в отечественных авто использовали продукцию Курского завода. Главной проблемой являлось то, что резина изготавливалась при температуре до 1500 градусов по Цельсию, а температура в рабочей зоне достигала 1800 градусов. С появлением технологий Porsche в отечественном производстве автомобилей развилось изготовление колпачков. Использование фторкаучука имело отличные результаты.
На сегодняшний день популярными фирмами по изготовлению маслосъемных колпачков являются:
- Goetze;
- Erling;
- Reinz;
- Payen;
В некоторых магазинах можно найти колпачки отечественного производства, но случается это редко. Проконсультируйтесь с продавцом при выборе деталей. После покупки нужно подготовить рабочее место и инструменты.
Подготовка и инструменты
Данная процедура проста и не требует специальных приспособлений. Достаточно обычных инструментов, которые есть у каждого автолюбителя. Для замены маслосъемных колпачков необходимы такие инструменты:
- Рассухариватель клапанов.
- Прут из мягкого металла (олово), диаметр – 8 мм.
- Пинцет или длинногубцы.
- Магнит.
- Цанга (при отсутствии используйте плоскогубцы).
- Спецодежда и ветошь для протирания инструментов, рук, деталей.
- Новые колпачки, в соответствии с количеством клапанов.
- Прокладка клапанной крышки.
- Плоская и крестовая отвертка.
- Набор ключей (для дополнительных задач).
Собрав все компоненты, обратите внимание на свое рабочее место. Освободите пространство для деталей и приступайте.
Читайте также: Как провести ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2109
Замена сальников клапанов
Следуя пошаговой инструкции, вы без проблем выполните ремонтные работы. Не забывайте про освещение, без него работа будет сложнее. Начнем:
Вначале необходимо обесточить машину, то есть отсоединить клеммы автомобильного аккумулятора.
- Разберите корпус воздушного фильтра. Для этого необходимо снять крышку, шланг вентиляции картера, гофру заборника теплого воздуха и раскрутить 4 гайки крепления на шпильках карбюратора.
- Демонтируйте топливный насос. Для этого снимите крышку и сетчатый топливный фильтр, с помощью крестовой отвертки выкрутите 6 винтов крепления верхней части корпуса и потяните вверх. После этого снимите диафрагмы со штоком и разъедините их.
- Далее разберите трамблер (распределитель зажигания): отсоедините провода от крышки трамблера, соединительную колодку проводов датчика Холла, шланг от вакуумного регулятора опережения зажигания, держатель высоковольтных проводов и, наконец, сам распределитель зажигания с двигателя.
- Демонтируйте крышку головки блока цилиндров, сняв все хомуты и шланги. Отвинтите кронштейн крепления, отведите в сторону трос привода заслонки акселератора и выкрутите два болта крепления крышки.
- Открутите гайки и уберите крышку ремня привода распределительного вала. После этого снимите зубчатую шестерню, а также шпонку для сохранения ее целостности.
- Разберите распредвал с ГБЦ, со снятого распредвала – сальник.
- Достаньте толкатели клапанов с регулировочными шайбами, сложите их в том же порядке во избежание проблем при сборке.
- Установите поршень 1 цилиндра в ВМТ.
- Поставьте рейку для рассухаривателя, прикрутив ее к крайним шпилькам крепления распредвала. Установите рассухариватель так, чтобы используя его, было возможным утопить 1 клапан.
- Выкрутите свечу, засуньте пруток в свечечное отверстие, чтобы клапан не провалился.
- Сожмите пружины клапана рассухаривателем. Вытащите сухари с помощью пинцета или магнитной указки.
- Медленно опустите рычаг, достаньте тарелку и две пружины клапана.
- Используя съемник колпачков, вытащите маслосъемный колпачок. Во избежание ошибок посмотрите видео в Интернете или спросите у опытных автомастеров.
- Для удобства установки снимите пружину с нового колпачка и аккуратно напрессуйте его на клапан до упора обратной стороной съемника, затем наденьте пружину обратно. Повторите процедуру с каждым клапаном. Не забывайте смазывать детали маслом.
- Верните все на свои места. Выньте прут.
- Молотком и металлическим стержнем поставьте сухари на место.
- Нанесите масло на опоры распредвала и регуляторные шайбы толкателей. Установите распредвал и нанесите масло на его шейки и кулачки. В области его крайних опор герметизируйте головку блока цилиндра.
- Соберите все составляющие в обратном порядке.
Главный минус данного метода замены сальников – время и долгий список действий. В процессе работы можно с легкостью потерять детали или поставить их не туда. Но если складывать детали в отдельное чистое место, таких проблем не будет, а ремонт пройдет полностью успешно.
Используемые источники:
- https://m.etlib.ru/report/1308-zamena-maslosemnyh-kolpachkov-vaz-2109
- https://auto-gl.ru/samostoyatel-naya-zamena-maslos-emnyh-kolpachkov-na-vaz-2109/
- https://masteravaza.ru/dvigatel/obsluzhivanie-dvigatelya/vaz-2109-zamena-maslosemnyh-kolpachkov-179
- https://ladaprofi.ru/vaz-2109/kak-proizvesti-zamenu-maslosemnyh-kolpachkov-na-vaz-2109.html